ussrlens.com

Зенит-122 

Модернизация удачной фотокамеры Зенит-12сД, реализация спорных технических нюансов которые не внесли в 12сД по экономическим соображениям. На момент начала производства (90 годы), у 122-ого помимо Киева-19 появилась масса конкурентов из Японии. Это б\у и новые фотокамеры которые по возможностям на несколько голов выше любого зенита. Тем самым зенит-122 остался без внимания, проф фотографы постепенно переходили на импортную  технику и эра Зенита подходила к концу.

 

Технические характеристики:

  • Зеркальная пленочная фотокамера.
  • TTL замер со светодиодной индикацией.
  • Затвор матерчатый шторно щелевой «В»-30Х-60-125-250-500.
  • Видоискатель с клиньями Додена, 67% от кадра.
  • Прыгающая диафрагма (нажимная).
  • Автоспуск.
  • Синхронизация на 30Х.
  • Установка ISO плёнки 25-50-100-200-400.
  • Пластиковый корпус.
  • Объективы МС Гелиос 44м(4-5-6-7).

Эргономика и управление:

 Стоит отметить что с приходом пластика производитель сделал первую попытку по кардинальному улучшению эргономики, Зенит-122 стал легче и удобнее. При длительном замере экспозиции, масса камеры стала меньше чувствоваться по отношению к прародителям.

Также на камере появились характерные выступы для более удобного удержания правой рукой  фотоаппарата. 

Человеку с большим размером рук такое решение покажется неудобным. На ощупь пластик хлипкий и не вызывает ощущение надежности. Ещё одно новшество – отдельная кнопка для перемотки плёнки, расположенная рядом со спуском. Тем самым производитель постарался уменьшит количество порванной плёнки при перемотке и для новичка данное расположение более приемлемое нежели на поздних моделях Зенитов.

В остальном классическое расположение, указательный палец правой руки ложится на кнопку спуска, а вот как прежде сменить выдержку тем же указательным пальцем не отрывая глаза от видоискателя уже не получится. 
Он пластиковый и более туговатый нежили на зенитах поры СССР. 

Большой палец Занят курком взвода. Он стал более удобным и имеет общие черты с курком Киев-19: 

В левой руке сосредоточены функции по фокусировке и изменения диафрагмы объектива. Замок задней крышки как и на 12сД спрятан, для открытия отсека необходимо потянуть колесо перемотки плёнки вверх до характерного щелчка. Под колесом перемотки расположен регулятор, им выставляется значение светочувствительности плёнки – уже более привычные ISO.

Взвод автоспуска также претерпел изменения. Его перенесли, на лицевой части фотоаппарата осталась лишь кнопка автоспуска, под ней цветовой опознавательный знак, красный – не взведён, зелёный –заряжен.

В полевых условиях:

Установить плёнку так же легко как и на прошлых Зенитах, вполне возможно и на весу, но если нет опыта то стоит это сделать дома на столе. В зависимости от чувствительности плёнки необходимо выставить необходимое значение на фотоаппарате. На 122 применили стандарт ISO, а на 12сД ASA(на фото ниже).

Как писалось выше, в камере обильно применяли пластик для внешней отделки, внутри она по-прежнему металлическая. Следовательно камера потеряла в прочности, при падении с высоты полу метра и выше наружные панели будут повреждены, сколы и трещины гарантированы. Данная особенность способствует использованию сумки-чехла. 

Ремешок на шею создают иллюзию что камера на виду и в безопасности, но при интенсивном движении часто забывают о висящем фотоаппарате. В целях сохранности камеры, при пересечении местности луче держать её в сумке.

 

Видоискатель отображает 67% от кадра, имеет клинья Додена. Со светосильными объективами 35-135 мм наводится по клиньям одно удовольствие. Ситуация резко меняется на 200мм (юпитер-21), 300мм (Таир-3). Усложняется задача съёмки в вечернее время и в тёмных помещениях, на закрытой диафрагме – клинья становятся чёрными и очень усложняют наводку на резкость. В данной ситуации у Зенита-12сД видоискатель удобнее, но при ярком освещении и при установленном светосильном объективе, Зенит-122 имеет явное преимущество.

(верх.фото 122, нижнее 12сД)

Также стоит не забывать про мёртвую зону(33% от кадра), не отображенную часть кадра в видоискателе, при съёмке нужно учитывать такое соотношение и мысленно увеличивать рамки обзора на 8-10% в каждую из 4-ох сторон.

 Затвор шторно-щелевой, имеет набор из 7 выдержек, "Д"-«В»-30Х-60-125-250-500. Для требовательного фотолюбителя этого крайне мало, да и шаг между выдержками большой. А для обучения и первого знакомства с плёнкой вполне приемлемое решение.

Для перекрытия недостающих длинных выдержек можно использовать «В», попрактиковавшись вполне точно можно отсекать одну секунду и более. Другое дело что в таком положении не будет TTL замера. Отсутствие короткой 1000-ой огорчает, увы с помощью «В» невозможно отсечь данную выдержку, нужна ускоряющая пружина. С другой стороны всегда можно прикрыть диафрагму и снимать на 500-ой.

Объектив MC Гелиос 44м (4-5-6-7) старый добрый пенсионер которому и поныне не дают покоя, на всех форумах посвящённых фото тематике всегда можно найти огромное количество мнений и суждений по поводу данного стекла.

Единственный минус Г44, то что разброс по качеству сильно прыгает, и зависит он от времени производства и завода изготовителя. В остальном это самодостаточное и хорошее штатное стекло. Пейзажи, макро съемка, натюрморты, портреты – это широкий диапазон для творчества начинающего фотографа.

TTL замер со светодиодной индикацией имеет более высокий класс точности нежели на предыдущем Зените-12сД, подкорректировали программную часть. В остальном тот же замер. Имеет три положения: верхний красный – много света, средний зелёный – норма, нижний красный – мало света. Порой очень много времени занимает уловить именно зелёный знак, маркетинговый шаг?!

Крепление к штативу находится по центру, с малым фокусным расстоянием проблем не будет. Неудобства начинаются с 200 мм, всё что больше уже опасно. Камера не будет держатся.

Детские болезни:

  • При низких температурах крышку отсека плёнки ведёт, данная проблема проявляется как правило из-за конденсата который образовал собой лёд. В следствии плёнка засвечивается.
  • Светодиодная индикация также может засвечивает плёнку, на длинный выдержках более пол сикунды.
  • Колесо выдержки и колесо установки ISO разбалтываются

Вывод:

Зенит-122 нельзя рассматривать как улучшеную камеру и замену Зениту-12сД (хотя так позиционируют на КМЗ), больше похоже на альтернативу. По надёжности камера уступает, но по эргономике явно превосходит своего предшественника. Клинья Додена полезны на светосильных объективах до 135 мм, да и третий Зелёный светодиод признак работы маркетологов а не конструкторов. Хлипковатые вращающиеся элементы создают неприятное впечатление(отпадёт не отпадёт). Более чёткая работает прыгалка, чувствуешь порог между зажатием прыгалки и дожатием спуска. При условии что съёмка будет происходить в городских условиях с 50-135мм светосильными объективами, то Зенит-122 будет более удобен и полезнее начинающему фотографу чем Зенит-12сд и Зенит-TTL. В обратной ситуации, в походах, по горам, лес, дача, в связке с длиннофокусной оптикой 200 и 300мм предпочтительнее выглядит Зенит 12сД.

 

 Автор: Николай Шейнрок.

1 Комментарий

  • Комментировать Вадим Вторник, 09 Февраль 2016 21:36 написал Вадим

    Подскажите пожалуйста, у меня Зенит-122В, снимаю в основном на цифру но хочу попробовать поснимать на пленку. На индикаторы экспонометра влияют только установленные значения iso и выдержки, на диафрагму не реагирует, подскажите это брак? Или нужно научиться как-то обходиться и компенсировать стопы в уме... Заранее спасибо.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image