ussrlens.com

 Гелиос-44 КМЗ (13 лепестков)

Объектив Гелиос-44 создан на основании документации  Carl Zeiss Jena Biotar 2/58, вывезенной из Германии по репарациям. Так как СССР больше всех пострадала во вторую велико отечественную войну, из Германии в виде помощи вывозились оборудование, документация, комплектующие, специалисты. Есть ошибочное мнение, что первые Гелиосы-44 собирались из комплектующих «биотара». Суть в том что к концу войны запасы сырья и деталей  изрядно поредели. И немцы больше уделяли внимание дальномерной технике и оптике, сделать объектив для дальномерных фотоаппаратов со светосилой 2.0 и фокусным 50мм проще и дешевле чем для зеркальных с теме же параметрами. Попросту не осталось деталей и готовых стекол для Биотара, следовательно оптическая схема была пересчитана под наши сорта стекла с незначительными изменениями технических характеристик.

 

 Технические характеристики:

 

  • Производство: КМЗ или БелОМО.
  • Года разработки/производства ≈50-е/58.
  • Штатный объектив для фотоаппаратов зенит-3(М).
  • Для зеркальных фотокамер.
  • Фокусное расстояние 58мм.
  • Максимальная открытая диафрагма 2,0.
  • Закрытая 16.
  • Диафрагма черненная — имеет 13 лепестков (9 лепестков).
  • Крепление оптики резьбовое М39.
  • Однослойное просветление.
  • Корпус металлический.
  • Рабочий отрезок — 45.2.
  • разрешающая способность центр/край 35/14 линий на мм.
  • минимальная дистанция фокусировки 0,5м.
  • Угол зрения 40°28′.

Корпус объектива сделан из алюминия и был вскрыт лаком,  лак со временем облез. Качество изготовления и подгонки деталей не вызывают никаких нареканий ни у КМЗ ни у ММЗ (БелОМО) версии. Внутри все покрыто матовой краской. Диафрагма черненная.

Эргономика и конструктив:

Гелиос-44 в паре с Зенитом-3 — идеальное сочетание эргономики, веса и размеров. На цифровых зеркальных фотокамерах ситуация чуть иная. Кольцо фокусировки находится близко к фотоаппарату. И фокусироваться не слишком удобно, благо оно не впритык к фотоаппарату. Так же фокусировку может усложнять старая смазка, которая утратила свои качества эластичности и вязкости. Заменить старую смазку не проблема, об этом чуть ниже.

Изменение значения диафрагмы происходит плавно без ступеней и промежуточных значений. Зато есть отдельное кольцо предварительной установки диафрагмы.

1. кольцо фокусировки 2. установка диафрагмы                                                                                   3. Кольцо предварительной установки диафрагмы.

 

Оно позволяет выставить заранее ограничения для закрытия диафрагмы. К примеру как на фото выставлено промежуточное значение между 4 и 5,6. То закрыть диафрагму до 5.6, 8, 11 и больше невозможно. Диафрагма состоит из 13 черненных лепестков. При любом значении, лепестки образуют собой почти идеальный круг.

Картинка:

С открытой вполне резок, не бритвено конечно. Изъяны кожи не подчёркивает. Контраст неплохой, выше среднего.  Пресловутое закрученное Боке — визитная карточка Гелиоса-44.  Глаз не раздражает:

Перекрестный огонь.  Диафрагма 2.0

При попадание лучей от яркого источника света контраст падает, проявляется хроматические аберрации . Существенно изменяет положение Бленда.

 Хоть и на диафрагме 2.0 резкий но только по центру, по краям о резкости говорить не приходится…

Диафрагма 2.0.

На 2,8 прослеживается небольшой рост резкости по центру и несущественный прирост по краям. На 4.0 уже можно говорить о каких либо деталях. На фото ниже приведен пример с присутствующей резкостью по центру и равномерное падение прослеживается от центра к краю.

Диафрагма 4.0.  (верх и  низ срезан)

Диафрагма 5.6.

Начиная с 5.6 до 8 по всему полю равномерная резкость. Хотя на таких диафрагмах многие объективы покажут себя неплохо.

Немного слов о простой смазке объектива:

 

1.Выкручиваем объектив на бесконечность. На кольце фокусировке есть три маленьких винтика, в них нужно капнуть по капле масла в каждый. делается это для того чтоб они немного раскисли. При выкручивании мелкие винтики просто могут немного обломаться. Дальше подождать, часок другой…сутки.

2.  После того как выкрутили винты вынимаем кольцо фокусировки (стакан).

3. Далее беремся за черное кольцо и выкручиваем в обратное положение.

4. Далее часть резьбы геликоида освобождается и есть возможность смазать. После смазки все необходимо собрать в обратном порядке.

Вариант полного доступа к геликоиду не рассматриваю  так как неопытные человек будет потом долго собирать и попадать в резьбу с сохранением бесконечности.

Вывод:

Белый Гелиос-44 неожиданно оказался качественным светосильным объективом, способен формировать вполне хорошее изображение. Как и любой Гелиос закручивает Боке, но далеко не каждый Гелиос обладает тринадцатью лепестками диафрагмы. А еще он хорошо собран и ломаться в нем нечему, чернение внутренних элементов отличное. 

Ложку дегтя в бочку меда вносит  контровый свет, Гелиос-44 его не держит. Помимо того  просветление оптики вносит свою лепту в цветопередачу - но это хочется отнести к качествам old school optic.

Объектив Гелиос-44 понравится тем фотолюбителям которым попросту приелась не выразительная картинка Китовой оптики. Тем кто ищет что-то новое за  малые деньги.

 

 Автор: Николай Шейнрок.

8 комментарии

  • Комментировать Валентин Калениченко Четверг, 23 Июль 2015 04:28 написал Валентин Калениченко

    В 1970 году ММЗ выпустил партию HELIOS-44 M39 в черной оправе с хромированными участками фокусировочного кольца (т. наз. "зебра"). Был изменен ГОСТ (41/20 лин/мм вместо старых 35/14).. Это была, пожалуй, лучшая реализация этого объектива. Вскоре он же выпускался как Гелиос-44-2 под М42, а затем его стали делать все, кому не лень, и качество заметно упало, особенно - чернение фасок линз.

    Пожаловаться
  • Комментировать Николай Четверг, 23 Июль 2015 18:30 написал Николай

    Собсно - эволюция Гелиос-44 в отдельной статье http://ussrlens.com/thinking-out-loud/history-helios-44 .
    Там указан HELIOS-44 M39 (зебра)

    Пожаловаться
  • Комментировать Александр Ёж. Воскресенье, 08 Май 2016 00:11 написал Александр Ёж.

    Спасибо, и отдельно за совет перед разборкой отмачивать, вроде как и логично вот только сам уже пару обломил так в спешке.

    Пожаловаться
  • Комментировать Александр Ёж Воскресенье, 08 Май 2016 02:49 написал Александр Ёж

    К слову о "зебре" , есть у меня такой ммз 9 лепестков, и не смотря на хорошо сохранившиеся линзы он люто софтит и мылит, как руки дойдут буду пробовать линзы двигать.

    Пожаловаться
  • Комментировать Андрей Воскресенье, 23 Июль 2017 20:14 написал Андрей

    Купил себе такой чисто для коллекции, аж за 400 рублей только не серебристый, а "Зебру" в черном лаковом корпусе производства ММЗ с восемью лепестками диафрагмы. Просветление томно-желтое. Удивился, когда посмотрел на него цены, доходящие до 2000 руб. Корпус с потертостями, год изготовления 60-й. Поразило то, что механика как новая. Все вращается плавно,но без люфтов,даже репетир диафрагмы,который на практически не пользованных Гелиос 44-2 двигается слишком свободно и легко сбивается здесь вращается с легким сопротивлением. Картинку он дает интересную. Как ни странно, он достаточно контрастен,но на ярких объектах дает вуаль,при использовании глубокой бленды этот эффект пропадает. На открытой он резкий,но из-за небольшого разрешения прекрасно смягчает кожу. Резкость получается, как бы, контурной. На закрытой диафрагме претензий к резкости и детализации нет. Дает симпатичную черно белую картинку с прекрасным разделением градаций серого,причем,при переводе цвета в монохром картинка начинает выглядеть еще резче и детализированнее. У него нестандартный рабочий отрезок, но калечить его, что-то перетачивать было жалко, поэтому снимал как есть,просто закрывал диафрагму до f11 и это вполне компенсировало отсутствие бесконечности. Случайно нашел метод как компенсировать рабочий отрезок без механического вмешательства. Я просто снял с белого блинчика индустара 50-2 удлинитель для дальномерных камер навинтил его на объектив привинтил переходничок на М39 и вуаля, появилась полноценная бесконечность. Бонусом пошел более "крутой" внешний вид черного объектива с серебристым хвостом. Но подходит этот способ только для беззеркалок, так как используется переходник,предназначенный для дальномерных объективов. Объектив сам по себе, конечно, интересный, имеет приятный рисунок,добротную механику и, возможно, некоторую коллекционную ценность, ибо не так уж часто встречается в продаже, если же брать именно для съемки, я полагаю, это не самый оптимальный вариант. Цена на него завышена, и за такую цену можно посмотреть уже в сторону чуток более дорогих объективов, либо взять тот же 44-2 или 44м, которые как минимум, ничуть не хуже,но значительно дешевле и не потребуют решения проблем с нестандартным отрезком и дополнительных аксессуаров в виде повышающих колец.

    Пожаловаться
  • Комментировать Олег Суббота, 12 Август 2017 18:40 написал Олег

    Добрый день. У меня были эти стёкла в двух вариантах, первый с синим просветлением как тот что в описании, сильно софтил до 5.,6 выдавал очень специфическую тёплую картинку, более менее какая то приемливая резкость появлялась только с 4.Второй имел янтарное просветление, возможно на нём стояли лантановые стёкла( не путать с торием который радиоактивен) но информации по этому вопросу я не нашол. Выдавал резкую картинку, с открытой, цветопередача яркая с насыщенными цветами, но слабая детализация и контраст, неудобный конструктив вынудили меня попрощаться с этими раритетами . Ажиотаж вокруг этих стёкол в основном вызван людьми которые на них не снимали и их не многочисленостью , а кто поддался психозу и купил потом забрасывают их на полку или продают. Хотя если сравнивать с действиельно с хорошими стёклами Гелиос МС 77м-4 и Зенитар М 50 1.7 янтарный цвета передал лучше.Правда мои были сильно изношены по механике, с пылью внутри и пузырьками воздуха в линзах что в те времена допускалось гостом, возможно это сказалось на качестве фото. Недавно нашол человека у которго есть этот объектив как он утверждает в идеали, если он янтарный то наверное выкуплю,его цвета взяли за душу.

    Пожаловаться
  • Комментировать Николай Воскресенье, 13 Август 2017 10:05 написал Николай

    Олег - какой лантан??? цвет просветление не имеет отношения к сорту стекла. В какой книге вы это прочли? или форумные теоретике (где есть толковые умные но редко) вам это рассказали?
    Вы вообще понимаете что была пленка Ч,Б и под нее расчитывалось просветление затем "цвет" набрал массы и просветление поменяли. У глубоко голубого просветления на первых версиях Г-44 проблемы с цветом и контрастом. особенно в контре.
    - вот советская статья по просветлению - http://ussrlens.com/thinking-out-loud/mc-multi-coating

    Там все разжёвано.

    Никто не спешит продавать свой Г-44 ( в любой версии). И потом цена на него растет, значит есть стабильный спрос.
    Зенитар-М 50/1.7 замечательный объектив, но между Зенитаром и Г-44 пропасть, в плане разработке и себестоимости. Первые Зенитары 50\1.7 имели очень много деталей сделанные токарным фрезеровальным способом, это очень дорого, литье и удешевлении было уже после.

    Пожаловаться
  • Комментировать Олег Среда, 13 Сентябрь 2017 19:54 написал Олег

    Я про лантан просто высказал предположение в обзоре так и сказано( цвет похож) не понимаю почему вы так агресивно отреагировали. А насчёт просветление которое переделали под цвет так объективы практически ондогодки номера в обоих начинаются с двух нолей.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image