ussrlens.com

Юпитер-3 1.5/50

Светосильный штатный объектив для дальномерных фотокамер типа ФЭД-Зоркий-Leica (м39) и Киев-Contax (крепление Contax). Первые образцы объектива собирались на Красногорском Механическом Заводе (КМЗ) из комплектующих Carl Zeiss Sonnar F 1.5 50 mm и носили они название Зонар Красногорский, и уже позже Юпитер-3. Собирали объективы из немецких трофейных комплектующих до тех пор пока  стекла не закончились , до 1954 года. После оптическую схему оптимизировали под отечественный сорт стекла, была переработана и оправа. 

 

С 1954 по 1955 включительно обновленный Юпитер-3 производился на КМЗ. А уже на 1956 производство было передано Загорскому оптически-механическому Заводу  (ЗОМЗ). Дальше с середины 70-х Юпитер-3 снова поменял прописку, на Валдайскую завод "Юпитер" - где производился примерно до 1986 года.

Технические характеристики:

  • Фокусное расстояние - 52 мм.
  • Максимальная диафрагма - 1,5.
  • Минимальная диафрагма   - 22.
  • Количество лепестков диафрагмы - 13.
  • Количество линз/групп      - 7/3.
  • Минимальная дистанция фокусировки - 1 м.
  • Разрешающийся способность центр/край  - 30/14 линий на мм.
  • Светопропускание - 0,80.
  • Рабочий отрезок - 28,8 мм.
  • Крепление насадок  - резьбовое м40,5.
  • Крепление оптики - М39.

Конструктив и эргономика:

Юпитер-3 довольно таки компактный светосильный объектив, ровнять его с подобными объективами для зеркальных фотокамер язык не поворачивается, он раза в два меньше.  Корпус объектива сделан из алюминия, приятная тяжесть и чувство надежности. 

Казалось бы не больший размеры негативно сказываются на эргономике, а нет. Классическая компоновка органов управления 50-60х. годов  положительно сказывается на удобстве использования объектива.

Кольцо фокусировки не широкое но расположено по центру, тем самым обеспечивая нормальный доступ к фокусировки. Пальцы руки нормально удерживают кольцо благодаря рельефное плоскости, ход геликоида составляет чуть меньше чем пол оборота, примерно 170°.  Чего для точной фокусировки на открытой апертуре не всегда достаточно.  

Управление диафрагмой осуществляется так же кольцом, расположено он на передней части объектива. Диафрагма закрывается без ступеней, есть возможность выставить любое значение, в том числе промежуточное. Сама же диафрагма Юпитер-3 многолепестковая и состоит из 13 штук, но всех значениях апертуры лепестки формируют круг без зазубрин.

Объектив юпитер-3 производился с двумя типами крепления к фотоаппарату, Contax-Киев и м39. На обзор представлен Юпитер-3 м39, данное резьбовое крепление встречается и у первых отечественных объективов для Зеркальных камер - зачастую называют универсальным м39. Но существует большая разница между рабочими отрезками м39 для дальномерных камер и м39 зеркальных, а именно 28,8 мм у дальномерного варианта против 45,2 зеркального.

Разница в 6.4 мм не позволяет установить дальномерную оптику на зеркальные камеры с сохранением бесконечности, фокусировка возможна только в макро режиме.  По этой причине Юпитер-3 м39 возможно установить исключительно на беззеркальные камеры при помощи переходника. 

Художественные качества:

Открытая диафрагма 1.5 позволяет вести съемку относительно слабо освещенных объектов при использовании низкочувствительных фотоматериалов, при  этом получит приемлемый результат. То-есть речи о отличной резкости на F-1.5 не идет. В эру черно-белой пленки не было  высокочувствительных  фотоматериалов обладающими мелким зерном, те что были давали посредственный результат. Посему наращивали светосилу объективов, цена высокой светосилы некоторое падение ТТХ, но в любом случае такой вариант давал значительно лучший отпечаток (снимок) нежели менее светосильный объектив+высокочувствительная пленка. 

В эру цифровых фотокамер где рабочие iso 1600 считается нормой светосильная оптика обрела новый смысл, теперь акцент делается в угоду "Боке". 

На открытой диафрагме 1,5 сложнее попасть в ГРИП (глубина резко изображенного пространства), по краям кадра существенное падение резкости - мыло. Резкость можно наблюдать только в центре кадра. Контраст выше среднего, в контровом свете заметно падает. Хроматические аберрации лезут до диафрагмы 2.0, дальше они практически не заметны. 

Если бленды нет, то закрытие диафрагмы до 4.0-5.6 во многих ситуациях спасает, хотя в откровенно жестком освещении Юпитер-3 пасует.

 

А вот боке заметно сильно отличается от  Planar-о подобных объективов, оптическая схема Sonnar  вносит свои коррективы и имеет свой рисунок. Особенно сильно это заметно в плавном переходе из ГРИП в зону нерезкости Боке. Боке Юпитера-3 значительно жестче нежили у Гелиоса ( Planar-о подобного). 

На 2.0 разрешающая способность Ю-3 заметно возрастает, контраст прекрасный. По краям резкости все же не хватает. Боке чуть менее выразительно но все равно узнаваемо. На данной диафрагме юпитер-3 рисует пластичную и выразительную картинку, любителям портретов понравится.

На более высокой апертуре 2.8-5.6  Боке становится жестким, поскольку Глубина резкости возросла то и от плавного перехода ГРИП в Боке остается всего ничего. К достоинствам можно отнести значительно возросшую резкость по краям кадра (F2.8), контраст  так же подрос. 

Стоит отметить что Юпитер-3, точнее Carl Zeiss Sonnar 1.5/50, разрабатывались для черно-белой пленки, по этой же причине цветопередача хоть и естественная но не насыщена красками.  Отсюда приличная серость и блеклость, сложнее подобрать баланс белого.

Любителям снимать видео Юпитер-3 послужит хорошим художественным объективов, как было выше сказано большой плюс объектива это плавно закрывающееся диафрагма, без ступеней и скачков. На видео не будут заметны резкие скачки и перепады экспозиции, опять же все очень мягко и плавно.

 

 

2 комментарии

  • Комментировать Артур Среда, 21 Октябрь 2015 13:43 написал Артур

    Спасибо за детальный, грамотный обзор!

    Пожаловаться
  • Комментировать Олег Воскресенье, 26 Ноябрь 2017 17:15 написал Олег

    Добрый день. Полностью согласен с автором статьи, описано всё точно, на Ю-3 и Ю-8 нужно снимать только в солнечный день,
    картинку по цвету выдают обворожительную. Правда из-за дороговизны Ю-3 не покупал, только тестил, но активно пользуюсь Ю-8.
    Снимаю на него цветы и натюрморты, а видео с него по цвету просто суппер, низкая контрасность в этом случаи даже плюс. Правда снимаю на прикрытых диафрагмах.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image