ussrlens.com

Обзор светосильного объектива Зенитар-М 50 1.7 

Zenitar-M 50/1.7   стоит особняком  относительно остальных штатных объективов для Зенита. По сути все Зенитары  должны были  заменить объективы с торговой маркой "Гелиос". Новая ветвь в развитии, иная оптическая схема, более высокий сорт стекла. Разработанный в конце 70-х, появился на конвейере уже в 1980. «Продавался» отдельно и шел как штатный  объектив к фотоаппарату Зенит-19, редко в паре с зенитом-12сД. Столь качественный скачек в оптико строении КМЗ вызван явным отставанием от ведущих мировых фото производителей, Зенитар вплотную приблизился к Японским аналогам 70-х годов.

Оптическая схема Зенитар-М 50/1.7  повторяет схему  Ultron от немецкого оптика Альбрехта Тронниера.

 Технические характеристики Зенитар-М 50 1.7:

  • Объектив для зеркальных  фотокамер.
  • Фокусное                                                   - 50 мм.
  • Максимальная открытая диафрагма      - 1,7.
  • Закрытая                                                    - 16.
  • Угол зрения                                               - 46 градусов.
  • Количество линз/групп                              - 6/5.
  • Прыгающая диафрагма, отключаемая.
  • Репетир диафрагмы                                  - М/А.
  • Количество лепестков диафрагмы            - 6.
  • Ближний придел фокусировки                  - 0,45 м.
  • Разрешающая способность центр/край   - 43/24 линий/мм.
  • Резьба для светофильтров                       - М52х0.75.
  • Тип просветления                                       - неизвестен (из оф.  источника)… - по факту однослойное.
  • Крепление к фотоаппарату                       - резьбовое М42.

Конструктив:

Оправа объектива повторяет корпус  Гелиос-44 М — сочетания метала и стекла.  Качество подгонки деталей превосходное. Омрачает лишь то что все винтики и стопоры не дожаты до упору. Из-за чего с течением времени и интенсивной эксплуатацией возможен люфт кольца фокусировки. Некоторые экземпляры мылят из за того что одна линза неплотно закручена стопорным кольцом — сопровождается специфическим звуком дребезжания стекла. Не путать с легким цоканьем механики диафрагмы.

Фокусировка плавная и тугая. От минимальной дистанции фокусировки 0,45м до бесконечности нужно сделать оборот на 265 градусов, занимает примерно три перехвата. В сочетание с тугим ходом об оперативное пере фокусировке говорить не приходится .

Ход кольца установки диафрагмы ступенчатый с четкими щелчками. Шаг диафрагмы обозначен соответствующему ей значению.

Диафрагма шести лепестковая,  матовая но не черненная. Пере отражения от диафрагмы не часты но имеют место быть.  Нажимная прыгающая диафрагма почти точно отрабатывает заданные значение. Со временем пружинки возврата диафрагмы ослабевают и необходима их замена. Или как временная мера перекидка пружины на пару витков для большей упругости.

Так же как и у Гелиос-44М, у зенитара есть в наличии репетир диафрагмы. При использовании на цифровых зеркальных фотокамерах появляется возможность наводится на открытой в режиме репетитора «А» . В нужный момент при фотографирование репетир моментально переводится пальцами в режим «М» и  диафрагма закрывается до заранее выставленного значения.

Как оно работает на цифровых фотокамерах?

  1. Заранее выставляем необходимое значение диафрагмы, к примеру нам нужно не много не мало но именно 5,6.
  2. Выставляем положение репетира »А» — диафрагма откроется.
  3. Фокусируемся по открытой.
  4. В момент фотографирование переводим репетир в режим «М». -диафрагма закроется до предварительно выставленного значения 5.6.

Есть еще один мелкий плюс — нет необходимости блокировать поводок в зажатом положении диафрагмы для того чтоб диафрагма работала на цифре.

На установленных значениях диафрагмы от 2,0 до 2,8 лепестки образуют собой пило раму.

От 4.0 до 16  можно наблюдать шестиугольник.

 Принято считать что просветление на стеклах однослойное.

По цвету просветления оно напоминает объективы серии Takumar 70-х годов. Из официального источника вообще сказано что тип просветления неизвестен:  Тип просветления: нет данных .

Резьбовое соединение М42 позволяет установить Zenitar-M 1,7/50 с сохранением бесконечности через переходник на зеркальные камеры Pentax, Sony, Canon, Olympus. Увы, установить Зенитар-м 1.7 50 на Никон (Nikon-F)  при помощи безлинзового переходника с сохранением фокусировки на бесконечность нельзя. Для нормальной работы объектив можно переделать и отъюстировать под рабочий отрезок Никон.

 Картинка, художественные качества:

 Зенитар-М с открытой очень даже резкий, лишь по краям детализация снжаеся.  При закрытии уже с  F 2,8 отличная резкость в центре и по краям уже хорошо.

Выдержка: 1/125,  диафрагма 1.7, дистанция фокусировки 0,45.

Выдержка: 1/400, диафрагма 2,8, дистанция фокусировки ≈ 0,8 метра.

Выдержка: 1/100, диафрагма 1.7, дистанция фокусировки 1 метр.

Выдержка: 1/640, тоже на 1.7. солнышко в объектив сбоку, Блэнда на объективе.

Контрастен и одновременно резок с открытой. На прикрытых,  между 2,8 и 4,0 резок по всему полю. Контраст падает при ярком источнике света в кадре. В случае когда лучи света попадают в объектив под острым углом, контраст падает несущественно. Но если сюжет съемки требует яркий источник света присутствовать в кадре, солнышко за спиной модели, то контраст на открытой падает заметно. Стоит отметить что начиная с диафрагмы 2,8 контраст возрастает до приемлемого. Это учитывая сложную  задачу применения в кадре  прямого контрового света.  В таких случаях использовать бленду может оказаться более чем полезно.

Для портретов резкости объектива с избытком, вылазят все изъяны и недостатки кожи.

На открытой, пришлось убавить резкость.

На 4.0, восход солнца за спиной, тянул контраст и цвета.

диафрагма 5.6

Хотелось бы подчеркнуть Боке, которое рисует объектив.  Оно подобно современным объективам без закручивания зоны нерезкости. Субъективно, моет задний план на открытой не «в хлам» как МС Гелиос-77м-4, вполне можно понять что там. И без закручивания само собой.

 Диафрагма 1,7. Диафрагма 2,8.

На прикрытых диафрагмах на заднем плане вместо кружочков вылазят «Гайки» — сказывается недостаток лепестков.

Хроматические аберрации:

Имеют место быть, куда же без них на светосильных объективах.

На ветке в левом верхнем углу…

При пост обработке спрятать их возможно. Но в редких случаях хроматизм слишком явный и выделяется, скрыть сложно .

 

Зайцы:

на открытой, по количеству зайцев можно посчитать количество линз.

на 2.8, вылазят  зайцы в виде гаек. 

Сказывается слабое просветление, хотя в данном опыте специально пойманы зайцы. В нормальной ситуации, с блендой (повторяюсь) зайца поймать сложно.

Цена:

За объектив Зенитар-м 50 1.7 в среднем просят 20-50$ в зависимости от состояния и жадности продавца.

Вывод:

В итоге мы имеем из плюсов:

  1. светосильный 50 мм объектив
  2. с отменной резкостью в центре на открытой диафрагме.
  3. И отличной резкостью на прикрытых значениях.
  4. Контрастный,  отлично отрабатывает тени.
  5. На борту есть репитир диафрагмы.
  6. Крепление оптики к фотоаппарату м42. Что очень замечательно для зеркальных фотокамер Canon и Pentax.

Из недостатков:

  1. Не любит контровый свет. Блэнда в большинстве случаев спасает.
  2. В паре с системой Nikon не будет бесконечности. хотя и здесь можно поработать.

Зенитар-М пластичный светосильный объектив с характеристиками  не худшими чем у японского Takumar, но увы без многослойного просветления 1. Отечественный конкурент  более редкий МС Гелиос-77м-4,  но он  уже с другим ценником. Выбирая из двух предпочел зенитар за его предсказуемость, резкость и комплектный фотоаппарат зенит-19.

 1. Очень любят продавцы приписывать достоинства Зенитар-М 50 1.7 совершенно другому оптически МС Зенитар 50 1,9  - общего у них совершенно не много.

 Автор: Николай Шейнрок.

6 комментарии

  • Комментировать Сергей Суббота, 11 Июль 2015 18:37 написал Сергей

    Добрый вечер! Подскажите как настроить этот обьектив на Кэнон 5Д Марк 3 через переходник М-42. Не могу в режиме программирования выставить диафрагму, значения F00 не меняются

    Пожаловаться
  • Комментировать Сергей Воскресенье, 01 Ноябрь 2015 20:05 написал Сергей

    Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, можно использовать зенитар 50/1.7 для Никон d3100.Как это сделать? Пострадает ли качество фото? Спасибо!

    Пожаловаться
  • Комментировать Андрей Вторник, 17 Ноябрь 2015 10:02 написал Андрей

    Тоже приобрел себе такой незадорого. У меня экземпляр вроде резкий. Люфтит линзоблок,вначале думал брак,но нет, резкость наводит. Бокешка приятная,очень мягкое ровное размытие, на портретах и макро смотрится отлично. Без вау эффекта,но зато вообще не отвлекает взгляд от собственно объекта съемки. Единственный минус выдает порой не просто хроматические аберрации, а такие смачные жирные фиолетовые каемки нехилой толщины,но за свои символические деньги объективчик просто супер,полностью соглашусь с автором,опять же, ностальгическая ссср - овская вещь из металла и стекла. Рекомендую всем у кого есть возможность прикрутить мануальник к тушке.

    Пожаловаться
  • Комментировать Виктор Пятница, 08 Январь 2016 16:54 написал Виктор

    Єсть экземпляр MC Зенитар-МE1 1,7/50 (двух шторчатый,квадрат) с фотоапаратом ЗЕНИТАР 19.Можем пообщатся.Сам не фоткал, у меня NIKON. Друг фоткал - понравилось. viktorgor01@ukr.net

    Пожаловаться
  • Комментировать Андрей Воскресенье, 17 Январь 2016 10:09 написал Андрей

    Переделал свой Зенит ар на Никон иным способом. Накрутил в оправе от светофильтра линзу от очков -0.75 дптр.
    Появилась бесконечность. Расчитывал получить лёгкий эффект монокля, но "монокля" не видно даже на открытой!
    Зато его с избытком видно с переходником с линзой на 1.7. При 2.8 эффект значительно снижается.
    Хорошее стекло для тех, кто не очень любит "кручёное боке".

    Пожаловаться
  • Комментировать Сергей Суббота, 23 Апрель 2016 15:44 написал Сергей

    Всё верно. Отличное описание.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image