ussrlens.com

Мысли в слух

Мысли в слух

 "История объективов Гелиос-44"

 В данной статье Я постараюсь разложить все по полочкам. За основу берутся официальные данные из сети, серийные номера, даты производства фотоаппаратов Зенит и личное мнение. Данная статья по мере отслеживания и изучения информации будет редактироваться.

                                                                                           год производства                                                                              
1958 1960 1962-1967 1967-72 1972 1977 1981 1983 1984 1985 1987 1989 1990 1991 1992 1993
Старт Г44 Гелиос-44 м39 
Гелиос-44(II) 
Гелиос-44(III) 

Гелиос-44-2

Гелиос-44-2(II)



     Гелиос-44 (ММЗ)   Гелиос-44-2 зебра   Гелиос-44м  Гелиос-44М(II)    МС Гелиос-44М                             Гелиос-44-2(III) МС Гелиос-44-3  
   

 Гелиос-44 (КМЗ)

Черный

       Гелиос-44м-4
МС Гелиос-44М4
       ________     Гелиос-44М-4(II)
МС-Гелиос-44М-5
МС гелиос-44м-6
МС Гелиос-44М-7

 

            объектив              разреш. способность      светопропускание   формула цветности   резьба для насадок   тип крепления 
 Гелиос-44 старт      35/14 линий/мм 0,81  10--0--1,5  M49×0,5  байонет Старт
 Гелиос-44     35/14 линий/мм 0,81  10--0--1,5  M49×0,5 м39 

 Гелиос-44-2

    38/20 линий/мм 0,82  10--0--1,5  M49×0,75 м42
 Гелиос-44-2 (III)     38/20 линий/мм (?) 0,82  10--0--1,5  M52×0,75 м42 
Гелиос-44-7 36/17 линий/мм 0,80  10--0--1,5   м42
 Гелиос-44М     38/19 линий/мм (? 0,80  10--0--1,5  M52×0,75 м42
 Гелиос-44м-4     38/19 линий/мм 0,80  10--0--1,5 M52×0,75 м42
Гелиос-44К-4 38/19 линий/мм 0,80  10--0--1,5  M52×0,75 Байонет "К" 
МС Гелиос-44-3    38/20 линий/мм (?) 0,85  11--0--0  M52×0,75 м42
МС Гелиос-44м     38/19 линий/мм (? 0,85   11--0--0  M52×0,75 м42
МС Гелиос-44м-4     41/20 линий/мм 0,85   11--0--0  M52×0,75 м42
МС Гелиос-44К-4     42/21 линий/мм 0,85   11--0--0  M52×0,75 Байонет "К"
МС Гелиос-44м-5     41/20 линий/мм 0,85  11--0--0  M52×0,75 м42
МС Гелиос-44м-6     45/25 линий/мм 0,90   11--0--0  M52×0,75 м42 
МС Гелиос-44м-7     50/30 линий/мм 0,90  11--0--0  M52×0,75 м42 
           

 Объектив Гелиос-44, включая его разновидности, один из самых массовых сменных объективов в мире. За более чем пол века Гелиос-44 был на конвейерах трех заводов оборонной промышленности. Красногорский КМЗ (Россия), Беломо (Белоруссия) и Валдайский завод "Юпитер". В большей степени был штатным объективом для зеркальных фотоаппаратов Зенит.

А началось все на КМЗ, после второй мировой войны на Красногорский КМЗ поступили немецкие документы, оборудование и специалисты от Carl Zeiss Jena в счет репарации. В том числе и документация по объективу Carl Zeiss Biotar 2/58. Поскольку Biotar 2/58 имел оптику отлитую из совершенно другого оптического стекла нежили был в СССР, оптическую схему пересчитали под наш сорт стекла - обычные тяжелые кроны. Расчетами занимался Д.С. Волосов - отец советской оптики. Первая опытная серия носила название Био Тар Красногорский - "БТК" (русский немец), встретить такой объектив большая удача, представляет большую коллекционную ценность. 

 

Серия объективов Гелиос-44 и Гелиос-44-2:

1. Первым Гелиосом-44 комплектовался зеркальный фотоаппарат Старт, 1958 год. Объектив имел уникальное байонетное крепление оптики, прыгалку диафрагмы и 13 лепестков диафрагмы. Качество изготовления на очень высоком уровне. Кольцо диафрагмы вынесено на заднюю часть объектива, переключается ступенями. Компоновка органов управления современная.

2. Второй Гелиос-44 служил штатным объективом для зеркальных фотокамер Зенит-3, 1960-62 год. Имеет резьбовое крепление оптики м39 и 13 лепестков диафрагмы. Компоновка органов управления классическая. Его чаще называют Белый Гелиос.

3. Следующий Гелиос-44 КМЗ полностью повторяет предыдущий но количество лепестков диафрагмы сократили до 9. Предположительно был штатным объективом для Зенит-3М, 1962-70.

3.1 Черная версия Гелиос-44 КМЗ.

3.2 Примерно в середине 60х налажено производство белого Гелиоса-44 на ММЗ (в будущем Беломо).

4. Примерно в 62 году объектив Гелиос-44 для камеры Старт так же сократил количество лепестков до девяти.

5. В конце 60-х   БелОМО продолжило производить Гелиос-44 (м39) . Поменяли химический состав просветления оптики из-за чего изменился цвет с фиолетового на золотисто-желтый. Интересно что объектив покрасили в черный цвет и на кольце фокусировки присутствуют хромированный полосы - по аналогии немецких Carl Zeiss Jena. Чаще называют - Гелиос-44 Зебра. Комплектовали им Зенит-3М последних годов(исходя из серийных номеров). Так как первые Зенит-Е имели резьбовое крепление м39  можно предположить что комплектовали его Гелиосом-44 Зебра

6. Следующий шаг модернизации, переход с резьбового крепления м39 на м42.  Объектив получил новое название Гелиос-44-2, корпус полностью окрасили в черный цвет. Начало производства 1967 - в этом году Зенит-Е перешел на резьбовое крепление  м42. Производитель КМЗ. Серийный номер на кольце с названием.

6.1 БелОМО так же  переходит на резьбовое соединение м42 но  по старому маркирует как Гелиос-44 (зебра), без "-2 " на конце.

Slide background

Helios-44

ussrlens.com

M42

BelOMO

Slide background

ussrlens.com

Slide background

ussrlens.com

Slide background

ussrlens.com

Slide background

ussrlens.com

6.2  Гелиос-44-2 (Зебра)  хвост на м42.  Правильная маркировка Гелиос-44-2 но корпус сохранил свой облик "Зебра".

7. В 1969* году Гелиос-44-2 освоили на Валдае - снижение качества сборки. По конструкции объектив повторяет предыдущий образец КМЗ, серийный номер на кольце с названием.

 

В 1972 году от 20.09 вышел приказ директора КМЗ №204 об увеличении выпуска объективов Гелиос-44-2 на Валдае.

8. К 1982 году Валдайский Г-44-2  получил немного измененный линзоблок, задний набор линз уже не выкручивался блоком и линзы попросту насыпали. Качество сборки заметно снизилось, как правило объективы страдают избытком смазочного материала. Серийный номер перенесли на корпус объектива.  В таблице отмечен как Гелиос-44-2(II). В таком виде собирали до начала 90-х.

9. В начале 80-х на БелОМО приступили к сборке Гелиос-44-2, он полностью повторяет образец 1967 года - задняя группа линз выкручивается блоком. Чернение лепестков произведено краской голубоватого оттенка. Качество сборки значительно выше чем на Валдае.

10. В 1983 году Беломо, без разрешения КМЗ, приступает к производству Гелиос-44-2 ( в таблице Гелиос-44-2(III))в номом корпусе

11. В 1984-93 году Белорусы применили многослойное просветление МС  на Гелиосе-44-2 в новом корпусе. Объектив Получил индекс МС Гелиос-44-3.

 


 

Версия Гелиос - М

С  внедрением механизма прыгающей диафрагмы в фотоаппарат появилась необходимость модернизировать Гелиос-44-2. Механизм прыгающей диафрагмы занимает достаточно много места внутри объектива, следовательно корпус "нового" Гелиоса должен был стать гораздо больше. 

1. В 77-м году первой массовой ласточкой с нажимным толкателем диафрагмы стал объектив Гелиос-44М, где в названии литера "М" указывает на тип диафрагмы, моргающей. Но не все Зениты обладали прыгающей диафрагмой, для чего в объективе встроен Репетир.

 

 

Гелиос-44М производился на трех заводах:

  • 1.  КМЗ - Красногорский Механический Завод.
  • 1.1 ММЗ - он же Беломо.
  • 1.2 Валдайским заводом Юпитер.

1.3 МС Гелиос-44М версия с многослойным просветлением оптики, крайне редко встречается.  

2. После того как  все камеры Зенит получили механизм прыгающей диафрагмы на КМЗ освоили Гелиос-44М-4, примерно 81-82 года. Объектив Гелиос-44М-4 представляет из себя упрощенную версию Гелиоса-44М, количество лепестков диафрагмы сократили с 8-ми до 6, отсутствует репетир диафрагмы. В середине 80-Х  документация по гелиосам была передана на Валдай - Юпитер.

2.1 К 1984 году подготовили первый Гелиос-44 с байонетным креплением Pentax K, объектив получил вместо буквы М в названии Гелиос-44К-4 литеру К - указывая на его совместимость с байонетом К.

2.2  Позднее было применено МС - многослойное просветление МС Гелиос-44М-4.

2.3 Одновременно с выше указанным объективом был подготовлен МС Гелиос-44К-4 байонет Pentax.

2.4 К концу 80-х была выпущена малая (ограниченная) серия Гелиос-44М-4 с репетиром диафрагмы но без МС. Помимо того отличается разборным линзоблоком, линзы гораздо проще доставать.

3.  В 1990 году начато производство Гелиос-44М-5, объектив по умолчанию имел многослойное химическое просветление МС.

3.1 В 1991 году корпус объектива получил иной дизайн, внутренний конструктив не претерпел никаких изменений.

3.2 Особняком стоят два МС Гелиоса-44М с индексом 5 и 6 произведенные в Белоруссии. На фото снизу фотоаппараты Зенит сделанные в той же Белоруссии, на среднем и правом стоят объективы родного производства с символикой летящей птицы.

4. В том же 91 году был выпущен МС Гелиос-44М-6.

4.1 Примерно в 92-93 году появилась версия МС Гелиос-44м-6 с черненной диафрагмой.

5. И последний. самый лучший по ТТХ Гелиос (44) МС Гелиос-44м-7.

 

Объектив МС Гелиос 44м-5, 44м-6 44м-7 производилис на Валдайском заводе "Юпитер". Классификация по  индексу 4, 5. 6. 7 в конце названия объектива реализовано для разных ОТК. МС Гелиос-44М -Х производились на одной линии, а уже после проверки ОТК объективу присваивался индекс, соответствующий ГОСТ. Чем выше индекс тем строже стандарт приемки и ГОСТ, таким образом процент брака на линии снижался на порядок. Конструкция объектива, а точнее оправа линз не идеальна, центровка линз относительно оси оптической схемы так же не может быть идеальна. Примечательно что МС Гелиосов-44м-7 было выпущено в разы меньше нежели МС Гелиос-44М-6, а не наоборот.

Мысль о том что на Валдае хотели сделать МС Гелиос-44м-7 а получался МС Гелиос-44м-4 не верна - они попросту делались в разное время.  Исходя из данных технических характеристик и года производства Я могу полагать (ИМХО) что ужесточение ГОСТа приемки ОТК повышалось двумя ступенями и производитель оперировал одновременно двумя ГОСТами допуска приемки ОТК (а не четыре) . 

Объективы Гелиос с креплением Pentax - К производился только на КМЗ, интересно что всем им присваивался индекс 4 -Гелиос-44К-4 и МС Гелиос-44К-4, даже прототим с креплением Canon EOS МС Гелиос-44С-4  имеет индекс 4.

 

 

 

 

Фотоаппарат Зенит и гвозди.

Фотокамера "Зенит"  у многих фотолюбителей периода СССР рассматривалась как профессиональная камера не зависимо от модели. В Союзе априори все малоформатные камеры, какие бы они навороченые не были, позиционировались как любительские, ибо советские профи выбирают Средний формат. Для неискушенных Зенит оставался верхом инженерной мысли на протяжении как минимум пол века. Стоит отметить что были фотокамеры немецкого производства Pentacon Praktica, но их на прилавках фотомагазинов было встретить крайне сложно и цена в разы выше.

Подобная ситуация прослеживается и сейчас когда любительские DSLR (цифровые зеркальные камеры) ставят в один ряд с проф. камерами.

И все таки чем так плох Зенит ? И почему многие говорят о том что Зенитом только гвозди можно забивать?

Конкретно следующие модели морально устарели еще на момент производства при этом все они друг от друга отличаются малозначительно и являются клонами друг друга.

  • Зенит-Е (1965-81).
  • Зенит-В и ВМ(1965-78).
  • Зенит-10 (1969-70) .
  • Зенит-ЕМ (1972-84).
  • Зенит-10 (1980-81?)
  • Зенит-ЕТ (1981-94?).
  • Зенит-11 (1982-90).

Из  данного ряда интересны Зенит-ЕТ из-за комплектного объектива МС Гелиос-44м-5(6) и Зенит-11 из-за высокой надежности и сравнительной свежести. 

Камеры с TTL замером но с теми же характеристиками как у камер выше(!!!):

  • Зенит-TTL - темный видоискатель.
  • Зенит-12сд(хр) + видоискатель светлее и светодиодная индикация вместо стрелки.
  • Зенит-122 + клинья Додена.
  • Зенит-212К +/- байонет К + две короткие выдержки.
  • Зенит-312 -/+резьба м42аналогичен Зениту 122, кроме корпуса + Зенитар-м.
  • Зенит-412 + автоматическое определение Dx кода пленки.

Покупая любой из двух выше указанных списков аппарат, особенно без объектива (body) -вы получаете архаичный Зенит 60-х годов. Не всегда качественно собранный, не всегда рабочий затвор, засвеченные кадры на длинных выдержках, кривое зеркало, шум при срабатывании механизмов камеры, вес камеры . Ограниченный ряд выдержек и видоискатель отображающий 64% кадра. Испорченные кадры и в последствии такое же настроение. 

К чему этот весь текст? По факту цены на рабочий Зенит с объективом  в среднем от 20 до 50$, в крайнем случае барыги столько просят. А теперь если не вдаваться в крайности и не торопится, за 40-60$ вполне возможно приобрести Pentax K1000, Pentax KM, Olympus OM либо Minolta и это с объективом. На худой конец Киев-19 (М). При этом обсудить манибек дабы проверить камеру.

Опять таки автор не отвергает того факта что часть камер Зенит дожившая до нашего времени вполне боеспособна и готова формировать качественное изображение, но таких камер из года в года катастрофически меньше и меньше. Автор не отвергает того факта что камерам Зенит нужно ставить памятник.

 

 

 

История объектива МС Гелиос-81Н

Данная статья в целом создается для того чтоб разобраться в когорте разобщенной информации по объективу и в частности для себя лично. Я оставляю за собой право исправлять и редактировать статью в зависимости от поступившей информацией. 

Главный аспект по созданию объектива Гелиос-81 заключается в сочетании стандартного 50мм фокусного расстоянии в паре с высокими оптическими характеристиками. У советской фотопромышленности уже был вполне неплохой и успешный Гелиос-44 в разных вариациях, но его фокусное расстояние составляло 58мм вместо общепринятых 50мм. Другие именитые производители так же имеют объективы с фокусным 55-58мм и стремление оптиков Советского Союза к фокусному 50 мм задача нетривиальная.

Стремление к 50 мм и светосиле 2.0 началось с объектива Гелиос-65 в 1957 году,расчет был произведен Государственным Оптическим Институтом (ГОИ). Стоит отметить что сорт оптического стекла для создания "нового" объектива был такой же как и для Гелиос-44. Первым был вариант Г-65 в корпусе Гелиос-44, а затем версия для дальномерных камер с креплением м39- опытные образцы и встретить их на барахолках практически невозможно. 

По сути Гелиос-65 является укороченной версией Гелиоса-44, оптическая схема претерпела серьезные изменения - задняя линза теперь не двояковыпуклая а уже с одной из сторон плоская,  склейка линз в переднем блоке модифицирована.

Относительно массовым Гелиос-65 выпускался для Зеркальной камеры Киев-10 и полностью именовался "Гелиос-65 Автомат", во многом уникальный и спорный. Объектив лишен собственного кольца диафрагмы и выпускался крайне недолго и ограничено. Ниже приведен опытный образец.

Особо короткий срок производства вызван низкими оптическими характеристиками объектива Гелиос-65, если для середины 50х годов разрешающая способность 35/15 линий на мм была приемлемой то для 70-х крайне мала относительно конкурентов.

С развитием технологии варки стекла на Лыткаренском Заводе Оптического Стекла (ЛЗОС) - стало возможным внедрения лантана в оптическое стекло. Что в свою очередь позволило повысить оптические качества объектива Г-65. Оптическая схема снова пересчитана но уже не столь заметно, расчетом занимался советский оптик Д.С. Волосов и по сути задача не стояла создать новый объектив, а только пересчет.

Лантан повысил характеристики объектива в полтора раза, разрешающая способность возросла до 52/37/27  (по ТУ 40/20 ) линий на мм. Красногорским Механическим Заводом была выпущена малая-опытная партия Гелиос-81 с резьбовым креплением м42, однослойным просветлением в корпусе схожим по эргономике с Индустар-61 Л/З.

Slide background
Slide background
Slide background

 "Арсенал" так же очень быстро заменил Гелиос-65 Автомат на перспективный Гелиос-81 Автомат. Опять таки объектив лишен кольца диафрагмы и имеет свой уникальный байонет.

Slide background

Гелиос-81

Автомат

Slide background
Slide background

"Правильный" Гелиос-81М появился одновременно с первой зеркальной камерой СССР с байонетом Nikon F - Киев-17. Литера "М" в названии указывает на моргающую диафрагму.  Объектив не поддерживает функцию Nikon Ai - на кольце диафрагм нет характерного проема для поводка Камеры определяющего установленное значение апертуры на объективе, без данной функции объектив признано называть non AI. Несмотря на то что объектив Гелиос-81М совместим с камерами Nikon-F, установить его на цифровые зеркальные камеры Nikon не получится. Причина заключается в том же кольце диафрагмы, точнее выпирающей его части "юбки" - вопрос решается стачиванием этой "юбки". Помимо этого объектив имеет однослойное просветление оптики. Диафрагма первых выпусков может иметь медный цвет, как у Гелиос-81 автомат.

Версия с многослойным просветлением МС появилась уже на более совершенном фотоаппарате Киев-20 а также на поздних Киев-17, объектив МС Гелиос-81М поддерживает функцию AI, но опять таки "юбка" кольца диафрагмы будет мешать установке на DSLR Nikon.

Slide background

Гелиос-81М

МС

Nikon - F

Ai

Slide background
Slide background
Slide background

Обновленный МС Гелиос-81М вместо литеры "М" получил ныне привычную "Н" - МС Гелиос-81Н (первая версия). Конструктивно объектив ничем не отличается от предыдущего и проблема с "юбкой" не решена. Единственное отличие это оттенок МС просветления - хотя субъективно разницы особой нет.

Slide background

МС

Гелиос-81Н

Nikon-F

Ai

Slide background
Slide background
Slide background

На 100% совместимый Гелиос-81 для камер Nikon стал МС Гелиос-81Н (вторая версия), объектив получил новый корпус, иной внутренний конструктив. Просветление более глубокое, диафрагма более блестящая. Был штатным объективом для фотоаппарата Киев-19.

Последняя версия МС Гелиос-81Н стал ARSAT 2/50, на "Арсенале" после обретения независимости Украины было принято единое имя для всех объективов ARSAT. Таким образом не нарушались права на имя "Гелиос" "Мир" и прочие. Объектив Arsat 2/50 бывают в двух вариантах: с серебристым ободком и полностью черный объектив. Обновленный Гелиос-81 получил черненную диафрагму и лучшее МС.

Slide background

ussrlens.com

ARSAT 50/2

Nikon-F

Ai

Slide background
Slide background
Slide background
Slide background

Оптика с многослойным просветлением, МС - Multi Coated.

 

Статья взята из журнала "Советское фото 1976/9", она очень лаконична, проста в чтении и что важно полноценная - актуальна на сегодня.

 

Сократить выдержку при съемке - эта задача стояла перед фотографией с первых дней ее существования. Уже к концу прошлого века почти часовые экспозиции при изготовлении первых дагеротипов уменьшилась до долей секунды и снимки стали "моментальными". Этого позволили достичь как новые фотографические материалы, светочувствительность которых увеличилась в тысячи раз, так и объективы со значительной возросшей светосилой.

Однако на втором из этих путей конструкторов подстерегали серьезные трудности. Из законов оптики следует, что для простых объективов на каждой границе раздела " стекло - воздух" не менее 4% падающего светового потока отражается, не принимая участия в создании изображения и лишь вызывая вредную, паразитную засветку, которая заметно снижает контраст с плоскости фотоэмульсии.

Уже для объективов со светосилой 1:3,5 потери света достигали 30% и более, а в наиболее светосильных конструкциях (даже в 20-е годы существовали объективы 1:1,5) неизбежное  отражение "съедало" весь выигрыш, достигаемый благодаря увеличению диаметра действующего отверстия.

Иными словами, многолинзовый объектив с геометрической светосилой 1:2 создавал на пленке изображение такой же освещенности, как и значительно менее светосильный, но имеющий меньше линз объектив с геометрической светосилой 1:4,5. Тенденция эта была общей: стремление к уменьшению аберраций и повышению относительного отверстия объектива привело к сложным конструкциям с большим числом граничащих с воздухом поверхностей. Хотя геометрическая светосила при этом возрастает, потери на отражение и повышенное светорассеяние сводится на нет внесенные улучшения, лишая смысла дальнейшее усложнение объектива. На пути расчета новых, более светосильных конструкций встал, казалось бы, непреодолимый барьер.

Перешагнуть его помогли те же оптические законы, а именно технология, которая получила впоследствии название "просветление оптики". Она заключается в создании на поверхности линз тончайшей пленки с показателем преломления меньше, чем показатель преломления стекла, из которого изготовлена линза. Если толщина пленки составляет десятитысячные доли миллиметра, то есть меньше длины волны видимого света, то за счет взаимодействия (интерференции) лучей, отраженных передней и задней границами пленки, можно обеспечить значительное снижение отражения в определенном спектральном участке. В зависимости от способа получения пленки и ее свойств отражение снижается до 1-1,5%, а в некоторых случаях до десятых долей процента, а общее пропускание света возрастает до 80-90% вместо прежних 50-60%. Основным практическим преимуществом  просветленных объективов, которые в отличие от обыкновенных обозначились индексами "П" (просветленный) или "Т" (transparent), явилось заметное улучшение частотно-контрастной характеристики и приближение реальной физической светосилы к геометрической.  Впервые появившиеся в конце 30-х годов просветленные, или "голубые", объективы открыли новые пути расчета и создания многолинзовых конструкций с большим числом граничащих с воздухом поверхностей.

Первые просветленные объективы действительно были голубыми. Этот цвет в отраженных лучах придавала им интерференционная окраска просветляющий пленки, подобная цветным узорам тонких нефтяных пленок на воде, потому что наибольшее просветление старались осуществить примерно для середины видимого спектра - желто-зеленых лучей. именно эти лучи почти полностью пропускались объективом, а отраженный поток, обогащенный коротковолновыми лучами, становился голубоватым.

Технологи, однако, быстро поняли, что этот цвет отнюдь не является лучшим. Даже непросветленные объективы обладали, как правило, преимущественным пропусканием в средней области спектра, так как не существуют совершенно бесцветных, то есть одинаково прозрачных ко всем лучам стекол, особенно тяжелых флинтов. Голубое просветление эту неравномерность еще более усиливало. Пока основным видом фотографии являлась черно-белая съемка, это обстоятельство особой практической роли не играло. Массовое распространение цветных материалов и главным образом цветной обращаемой пленки, цветопередача на которой не может быть исправлена в последующем позитивном процессе, резко изменило ситуацию. Старые конструкции объективов вызывали заметное преобладание нежелательного общего цветового оттенка и даже делились на "холоднорисующие"  ( с преобладанием синего тона) и "теплорисующие" (с преобладанием желто-оранжевых тонов).

Slide background

Helios-44 (1st. ver)

ISO 100 shuter speed 1/125

Slide background

MC Helios-44M-6

ISO 100 shuter speed 1/125

Гелиос-44  VS   МС Гелиос-44М-6 (Баланс Белого выставлен по умолчанию в ручную). RAW - ничего не тянулось.

Начались эксперименты, в которых (с целью устранения этих оттенков в зависимости от марок используемых в объективе стекол) область наибольшего пропускания сдвигалась в сторону то более длинных, то более коротких волн. Объективы начали переливаться самыми разными цветами, появилось желто-оранжевое ("янтарное"), пурпурное, зеленоватое, даже почти бесцветное просветление. Цветопередача заметно улучшалась. Чтобы приблизиться к идеалу, на различные поверхности линз наносили пленки разной толщины, а объективы получали название "всецветных". Достоинства подобной оптики, впитавшей большой опыт многолетних оптических исследований, воплотились в такой популярной продукции, как объектив "Индустар-61", выпускаемый отечественной промышленностью, или "Pancolar" народного предприятия "Carl Zeiss Jena".

Но до идеала было еще далеко. На пути к нему лежало серьезное принципиальное затруднение - любые однослойный покрытия обладают просветляющим действием лишь в весьма узкой области спектра, в то время как для цветной фотографии желательно добиться просветления во всей видимой области - от фиолетовых до красных лучей. Такую задачу путем нанесения на поверхность стекла дополнительных интерференционных покрытий решить можно. Об этом было известно уже давно, но покрытий таких должно быть слишком много - около десяти. Иными словами, просветление должно быть многослойным.

Эта новая ступень, несмотря на кажущуюся простоту, представляла собой сложнейшую технологическую задачу. Три основных обстоятельства обуславливали эту сложность. Во первых, чисто математические трудности расчета покрытий. Большое количество комбинаций варьируемых параметров, таких как количество слоев. их толщина, показатель преломления, делали ручной расчет почти невозможным. Лишь широкое применение электронно-вычислительных машин позволило среди множества возможных решений найти и отобрать оптимальные по характеристикам и приемлемые для массового производства. Во вторых, технологические трудности последовательного нанесения слоев. Наиболее распространенный метод просветления, дающий, кстати, и наилучшие результаты, независимо от состава самого стекла, - это так называемый физический метод, или вакуумное напыление. Просветляемые детали помещаю в высоковакуумную камеру, в которой из специальных лотков путем нагрева испаряют вещество, образующие покрытие, например окись кремния или фтористый магний. Если при обычном просветлении такая операция является единственной, то многослойное просветление требует ее неоднократного повторения. И, в -третьих, особые трудности контроля. Относительно небольшие отклонения от расчетной толщины однослойного покрытия, хотя и являлись нежелательными, не приводили к полной отбраковке продукции. При многослойных покрытиях даже незначительные вариации толщины каждого из слоев способны привести к полной потере или совершенно недопустимому изменению общего просветляющего действия. Можно представить себе,  сколь точными и сложными должны быть устройства для контроля толщины покрытий, если для каждой детали его необходимо было проводить непрерывно и дистанционно, а общая толщина контролируемых слоев в тысячу раз меньше толщины кинопленки и составляет десятые доли микрометра.

Таким образом, простое, на первый взгляд, решение означало настоящую техническую революцию в массовом производстве оптических деталей.  Получаемый эффект был весьма впечатляющий. Небольшое плоскопараллельное стекло, на которое нанесено многослойное просветление (до 15 слоев), рассчитанное на всю видимую область спектра от 0,4 до 0,8 микрометра, становится попросту невидимым, так как отражение лучей любого цвета близко к нулю. Если бы подобным образом просветлить объектив, он выглядел бы как пустая оправа, в которой двигаются лепестки диафрагмы. На практике, конечно, не смысла добиваться именно такого результата. Слишком дорогой ценой он достается. Поэтому путем многослойного покрытия стараются обеспечить равномерное прохождение через объектив всех цветов спектра, учитывая иногда и специфические особенности наиболее часто применяемых цветных пленок.

Такой подход был известен и раньше- упомянутый "Pancolar", например, рассчитывался для наилучшего цветовоспроизведения на распространенной тогда обращаемой пленке "Орвоколор". Поэтому в объективах с многослойным просветлением остаточное отражение все-таки имеется как из-за кривизны поверхностей линз (когда полное гашение отраженного луча не может быть достигнуто из-за изменения угла падения), так и из-за значительно более слабой, чем в прежних объективах, цветной, обычно красно пурпурной или темно-фиолетовой окраски, остающейся после необходимого исправления формы кривой спектрального пропускания.

В отличии от прежних, на оправе новых объективов с многослойным просветлением указан международно узаконенный индекс "МС" (от английского Multi Coating).

Что же реально дает фотографии новая оптика, соответствует ли повышенная стоимость объектива его истинным достоинствам? Более чем десятилетний опыт мировой практики позволяет достаточно обоснованно ответить на этот вопрос.

Многослойное просветление, которое в некоторых случаях достигается девяти-десяти слоев, значительно улучшает характеристики высококачественных многолинзовых объективов и не дает хороших результатов для объективов среднего качества, где число линз невелико, а параметры изображения посредственны. Основной эффект, обеспечиваемый таким просветлением заключается в значительном (в 3-5 и более раз) снижении отражения на каждой преломляющей поверхности (до 0,2%). Это особенно существенно для широкоугольных и панкратических фото - и кинообъективов, число свободных поверхностей в которых достигает одного-двух десятков.

Снижение паразитного отражения заметно повышает проработанность изображения в светах и тенях и позволяет вести самые сложные съемки против света, не боясь появления рефлексов, например дополнительных изображений диафрагмы. Именно в таких, почти невозможных для старой оптики условиях достоинства объективов с многослойным просветлением  проявляются в полной мере.

Многослойное покрытие улучшает и цветопередачу. Его разумным подбором удается добиться практически равномерно светопропускания во всем видимом диапазоне, задержав одновременно ультрафиолетовое излучение, которое вызывает синие оттенки изображения. Отсутствие рассеянного света обеспечивает наибольшую цветовую насыщенность изображения, передачу самых нежных цветовых оттенков.

В многолинзовых объективах "МС"покрытие за счет повышения светопропускания увеличивает светосилу, приближая ее к геометрической, то есть определяемой только диаметром светового пучка.

В любительских кинокамерах у объективов с переменным фокусным расстоянием про геометрической светосиле 1:1,8 ее реальное значение из-за световых потерь составляло всего 1:2,2 и даже меньше. Многослойное покрытие делает эти числа почти совпадающими. Есть у многослойного покрытия и еще одно, практически существенное достоинство - повышенная устойчивость к внешним воздействиям. Несмотря на то, что слоев несколько и все они тонки, технология позволяет обеспечить лучшее сцепление слоев между собой и со стеклом, а в качестве наружного слоя - наносить наиболее прочный материал. Таким образом, долговечность просветленных объективов повышается.

Высокое качество изображения, которое дает "МС-оптика", наложило свой отпечаток и на другие операции изготовления объективов. Были разработаны новые глубоко-черный эмали, снижающие отражения от деталей оправы, повысились требования к качеству сборки, величине допусков и люфтов. Новые объективы, как правило, имеют измененное конструктивное оформление, выпускаются в полностью черненных оправах с удобной накаткой на подвижных кольцах дистанции и диафрагмы.

Золотая середина или путь фото-нищеброда.

Фотолюбитель начинает свой путь с покупки своей первой камеры, в особенности Зеркальной цифровой камеры (DSLR). Первое время покупка доставляет немало радостей, ощущения от своей личной крутости и непоколебимости накрывают. Котик будет бедный... И когда камера изучена и есть первые 3-4 тысячи фотографий (с котиком) восхищение проходит как весенний туман, все возвращается на круги своя, на камеру сядет первая пылинка. Еще через некоторое время кто то скажет что KIt-овый 18-55  совсем "слабый" объектив, резкость не та, светосила маленькая, Боке нет. Совсем грусть и мерзкая печаль. В судорожных поисках, чаще по совету, для фотолюбителя раскрывается бескрайний мир сменной оптики. Все что душа пожелает, но голова не знает, есть. 

Автофокусные объективы позволяют насладится контрастной, резкой картинкой с "правильным" Боке. Нашел достойный объектив, посмотрел классные графики MTF, красивую яркую рекламу, фоточки няшные, бесподобные отзывы на форумах своей секты простите системы. В восторге зашел в интернет магазин, 2 минуты безумных кликов и закрыл страничку скорбя. А ценник то конский.  Хотя Я очень рад за тех кто может себе позволить купить то что он хочет. Вторичный рынок более гуманный к личным кровным сбережениям но как для мимолетного увлечения бывает не подъёмно, тем более что уже была куплена "дорогая" камера и жене цветы. Опять грусть, печаль - бедааа. 

Осознав что непоколебимости и крутости рядом нет, а финансы поют романсы раскрывается другой мир, подземелья ручной оптики (без автофокуса и без электроники вообще MF). Снова форум, восторженные отзывы, фоточки, советы. Переходные кольца, рабочие отрезки (да кому они надо), короче много цифр непонятных. Пошел на барахолку, потыкался немного наш фотолюбитель, нашел пару стекол, поторговался - взял, довольный. "Сейчас прицепим, сейчас посмотрим." Первая засада, когда уже разобрался какой переходник подойдет его нужно заказывать в интернете и подождать - ЖДАТЬ в предвкушении 3 дня-2 месяца. Засада два, барыга продал Индустар-61 к дальномерной камере, объектив не фокусируется  на бесконечность, хорошо что купил за "три рубля". И о Чудо, второй объектив Гелиос-44 встал на Canon-Sony-Pentax (У нищеброда с Nikon страдания гораздо печальнее) почти как родной. Первые испытания объектива с котом, под котом, на коте, в коте - короче кот вторично, после покупки камеры, подвергся неистовым экзекуциям. 

После этого фотолюбитель изучил (я очень надеюсь):

  • Типы крепления объективов, м42, К,Н и пр.
  • Рабочий отрезок.
  • Переходные кольца, линза чип и пр.

На этом можно было бы и прекратить мой повествовательный эпос, но это не конец. Фотолюбитель освоился, осмелел и вот тут понеслась. Этож сколько вокруг объективов разных и что важно светосильных, а там и Боке и восторженные отзывы - слава и признание (а то котика на форуме не оценили). Ну и не дорого. Нужно конечно упредит скупку фотобарахла которое попросту не нужно - ну разве что свой музей-склеп открыть и почувствовать себя некрофилом  гурманом.

Вариант первый, фотолюбитель вошел в раж, глаза горят, сердце бьется, кровь ударила в мозг. "На полке есть еще столько места, а еще на шкафу. Однозначно надо брать, цена тем более заманчивая и размеры объектива уважительные, потом же не куплю." данный путь порождает три заблуждения:

1. Эх осень, грязь и дождь, вот зимой будет снег - будут фото. Зима серая, снега почти нет - ну Весной точно будут фото. Вот пришла Весна, все так быстро расцвело и осыпалось - в следующем году успею, вот летом Закаты и Рассветы будут красивые. Лето, будильник пикает 5:20,  там темно, еще и пешком тулить - завтра снова попробую, соберусь с силами и попробую. Открыл глаза, о опять осень, сейчас листву нафоткаю - вышел листва уже осыпалась. Ну вот Зимой уже точно будут фото.

2. Стремительное увеличение количества объективов в экспоненте множит фотографии, причем качественные. Поверьте на слово, чем больше техники тем меньше фото!!

3. Все добро можно продать. Да можно, но скорее всего в минус себе. Да и силу воли надо иметь чтоб все продать (особенно когда уже перевалило за десяток), объективы же как дети. Психануть и продать ненужное - купить что-то нужное, проще сказать чем сделать.

 

Вариант второй, маловероятный.  Наш "любитель" определился с жанром съемки и фокусным еще до головокружительных походов по барахолках, нужна лишь статистика всех отснятых фото. На базе чего можно определить какое же фокусное расстояние, в нашем случае кит 18-55, наиболее часто использовалось (в этом может помочь даже Total Comander или Light Room). У вас получатся свои фокусные, а моего героя свои предпочтения. 18 мм, 35 мм, 50 очень редко но очень хотелось,  увы светосила ну совсем удручала. И конечно хочется снимать лицевые и по грудные портреты.  В итоге имеем:

  • 18 мм для пейзажей - тут и кит 18-55 хорошо справляется.
  • 35 мм для повседневной съемке.
  • 50-58 мм, Я (как автор) рекомендую.
  • 85 мм - портрет.

 Главные критерии, объектив должен быть светосилен, с многослойным просветлением (желательно), со своей харизмой, единым креплением (желательно) и что важно доступный.

Начать нужно с самого доступного и распространенного варианта. Фокусные 50-58 мм самые сбалансированные, но на камерах с размером матрицы 24 на 36, другими словами FF. На кропе (в данном случае бюджетных камерах) угол обзора меньше, та гибкость 50мм теряется. Поскольку полтинников пруд пруди, Гелиос-44 в разных вариациях можно купить особо не напрягаясь. Стоит остановить свой пылкий взор на МС Гелиос-44М-6 (впрочем можно и другие МС версии), его цена и качество наиболее приемлемы. Светосила 2,0 пусть и не огромна зато вполне рабочая. Гелиос-44М-6 очень хорош на малых дистанциях. Ценник, если поискать-подождать-поторговаться, не разорит.

Фокусное 35 мм на кропе 1,5-1,6 считается универсальным, светосильными и пока что недорогим считается МС Мир-24М (лучше 24Н). Мир-1 (В,Ш и пр) менее светосильный, без многослойного просветления МС и хренов по эргономике. Конечно есть МС Мир-20, шире значит круче, как следствие значительно дороже - более того Кит 18-55 в ряде случаев с успехом может его обыграть.

Портретный объектив, фокусное 85 мм. Дорогой сегмент и не особо широко представленный. Для первых азов портретной съемке будет очень не плох МС Юпитер-9, он правда на открытой чересчур мягок, с диафрагмы 2,8 вполне неплох. Sonnar-овское размытие зоны нерезкости - приятное боке.

Наследие Карла Цейсса в СССР. Возникновение "Киева".

Авторы статьи: Дима Васильев и Зотиков Иван

Наконец то я отважился начать эту важную для меня тему. Поискав русскоязычную литературу по немецкому следу в послевоенной советской фотоиндустрии, я практически ничего не нашел. Надо было идти работать с архивами. Но я человек ленивый, да и не моя это специальность - копаться в архивах. С таким положением вещей самым информативным ресурсом для меня оказались ветки Клуба Дальномер. Но, к сожалению, информация здесь тоже отрывочна и спорадическая. 

Вскоре я с удивлением обнаружил, что существует просто тонны информации и материала про эту тематику у немцев. Одной литературы про Карл Цейсс в Йене я лично насчитал более 30 книг! Немцы в этом плане могут послужить завидным примером нам, так как имеют за правило периодически анализировать историю своих предприятий, копаться в архивах и т.д. Немаловажно, что вся эта работа поощеряется и спонсируется самими предприятиями, правительством или земельным управством. Люди, которые этим занимаются - это зачастую бывшие работники предприятий, историки-аматоры и пенсионеры, которым нечего делать как только копаться в архивах.

Германия после войны (I):

Авторы статьи: Дима Васильев и Зотиков Иван



Окончание Второй мировой войны изменило каждый аспект жизни в Германии. Политическая, экономическая и социальная активность полностью исчезла и союзники поделили страну на четыре оккупационные зоны. Нацистский режим был уничтожен, но немцы теперь столкнулись с еще большими трудностями. Большая часть когда-то могучего Рейха лежала в руинах. Страдания обычных людей трудно передать на словах.


О восстановлении производства Контаксов не могло идти и речи. Заводы Цейсса в Дрездене были серъезно повреждены бомбардировками. То же самое касалось и дочерней компании, Карл Цейсс в Йене, которая также подверглась бомбовым ударам.

Немецкий народ, который был уже потрепан тягостями войны, не имел ни малейшего представления, как оккупационное начальство будет к ним относиться. Немцы хотели начать восстановление страны, но главным вопросом у каждого в голове было "Когда же наконец появится хлеб и работа? Когда у нас появится крыша над головой? Увижу ли я опять моего сына или мужа?"

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image