ussrlens.com

Наследие Карла Цейсса в СССР. Возникновение "Киева".

Авторы статьи: Дима Васильев и Зотиков Иван

Наконец то я отважился начать эту важную для меня тему. Поискав русскоязычную литературу по немецкому следу в послевоенной советской фотоиндустрии, я практически ничего не нашел. Надо было идти работать с архивами. Но я человек ленивый, да и не моя это специальность - копаться в архивах. С таким положением вещей самым информативным ресурсом для меня оказались ветки Клуба Дальномер. Но, к сожалению, информация здесь тоже отрывочна и спорадическая. 

Вскоре я с удивлением обнаружил, что существует просто тонны информации и материала про эту тематику у немцев. Одной литературы про Карл Цейсс в Йене я лично насчитал более 30 книг! Немцы в этом плане могут послужить завидным примером нам, так как имеют за правило периодически анализировать историю своих предприятий, копаться в архивах и т.д. Немаловажно, что вся эта работа поощеряется и спонсируется самими предприятиями, правительством или земельным управством. Люди, которые этим занимаются - это зачастую бывшие работники предприятий, историки-аматоры и пенсионеры, которым нечего делать как только копаться в архивах.

 

Большая часть литературы издана конечно же небольшими тиражами на немецком языке. Понятное дело, что такая информация для нас до сих пор остается тайной за семью печатями. К сожалению, в силу таких же языковых проблем, немцы практически не используют архивных данных с нашей стороны. Поэтому материал, который я планирую выкладывать можно назвать сугубо немецким взглядом на историю взаимоотношения Цейсса и СССР в послевоенный период. Я призываю всех людей, которые могут дополнить этот материал "нашим" взглядом на дело, кто может поделиться архивным материалом, кто может просто выложить серийные номера своих БК, ЗК (желательно с фотографиями), пожалуйста потрудитесь зделать это. Информации действительно мало, время уходит, старые мастера с Красногорска и Арсенала тоже уходят... Давайте же как немцы постараемся сохранить память о тех интересных временах, когда Киев был ни чуть не хуже Контакса, а оптика не уступала немецким стеклам. Сразу же оговорюсь, что речь будет идти не только об Арсенале, но и ЛОМО и КМЗ.

 

По долгу службы я два раза посещал Йену. Этот маленький городок расположен в живопных местах земли Тюрингия. Тюрингия для немца означает прежде всего самые вкусные сосиски, край поэтов и исторический центр высококлассного производства немецкой оптики. В Йене долгое время жил Ф. Шиллер. Сохранился его дом, а знаменитый йенский университет носит его имя. Знаменитые философы Георг Вильям Гегель и Отто Либман жили и работали долгое время в Йене. Ну и что же говорить, Карл Цейсс, Эрнст Аббе и Отто Шотт неразрывно связали свои имена с этим городом.

 

Город расположен между холмами, у подножья которых протекает маленькая речушка Заале. На этих холмах в 1806 году произошло знаменитое сражение европейских союзников с наполеоновскими войсками. На этих холмах распологались советские военные части, и до сих пор деревья в роще расписаны лаконичными "Тут был Вася" и "Петя из Новосибирска". Именно из этих мест начался вывоз оборудования для изготовления, шлифовки и просветления оптического стекла, камер, микроскопов и телескопов сперва американцами, а потом и советскими войсками. Эти события и будут по мере моих сил и возможностей излагаться в этой ветке.


В дальнейшем, чтобы облегчить себе жизнь я буду использовать определенные сокращения. (список буду дополнять по мере надобности):

Например, КЦ будет означать Карл Цейсс (а не спички :lol: )

SMAD Sowjetische Militaeradministration Deutschland -- Совеская военная администрация в Германии

SMA -- Советская военная администрация

Теперь по поводу литературы:


[I] Hans-Jürgen Kuc, Auf den Spuren der Contax, Band II 1945-2003, перевод: On the Trail of Contax, Volume II, Wittig Books 2003.

[II] Wolfgang Mühlfriedel und Edith Hellmuth, Carl Zeiss in Jena, Band III, 1945-1990, Böhlau Verlag 2004.

[III] Armin Hermann, Nur der name war geblieben. Die abenteuerliche Geschichte der Firma Carl Zeiss, Stuttgart 1989.

[IV] Ausbruch aus Not und Enge - Zur Geschichte des VEB Carl Zeiss Jena, Verlag Tribüne, Berlin 1978 

[V] 40 Jahre in Volkes Hand Aus der Chronik des Kombinates VEB Carl Zeiss JENA, 1948 bis 1970, Teil 1, Kombinat VEB Carl Zeiss, 1988 

[VI] Herbert Blumtritt, Die Geschichte der Dresdner Fotoindustrie, Lindemanns 2000.

[VII] Peter Hennig, HISTORIEN OM CONTAX, Zeiss Ikon AG-tiden 1932-1962, 2000 (на шведском, практически невозможно найти).

[VIII] Minoru Sasaki Contax to Kiev, (важное исследование, к сожалению, практически недоступное)

[IX] Sowjetische Demontagen in Deutschland 1944-1949. Hintergründe, Ziele und Wirkungen, hrsg. von Jochen Laufer und Rainer Karlsch unter Mitarbeit von Friederike Sattler, Berlin 2002

[X] Uhl, Matthias: Das Ministerium für Bewaffnung der UdSSR und die Demontage der Carl Zeiss Werke in Jena – Eine Fallstudie, in: Sowjetische Demontagen, S. 113-145;

[XI] Treue, Wilhelm: Die Demontagepolitik der Westmächte nach dem Zweiten Welt-krieg, Hannover 1967

[XII] Hartmut Tiele, Die Photoindustrie der SBZ und DDR 1945 bis 1959, Muenchen 2013

[XIII] Edith Hellmuth, Wolfgang Muehfriedel, Carl Zeiss. Die Geschichte eines Unternehmens 1846-1905, Boehlau, Weimar, 1996. 

Указывать откуда взят тот или иной отрывок я буду обозначениями [I], [II] и т.д.

 

Статья разделена на тринадцать частей:

 


Неизвестная Lipca Rollop (automatic) проф. др. Вернер Бусельмайер


Часто так бывает, что малоизвестные маленькие фирмы в фотографической индустрии имеют увлекательную и захватывающую историю, что делает коллекционирование их фотоаппаратов интересным занятием. Одной из таких фирм является Липка — Lippische Camerafabrik Richter und Fischer GmbH Barntrup. Мой интерес к коллекционированию их 6х6 камер был вызван тем, что фирма представляет собой хороший пример немецкой до- и послевоенной фотоиндустрии. Изначально фабрика C. Richer распологалась в Тарандте, в 15 км на югозападе от Дрездена. Она была основана в 1933г на месте обанкротившейся фабрики Фердинанда Меркеля. До войны фирма изготовляла 6х6 камеры Рефлекта. В 1945 г предприятие демонтировали и его станки должны были быть отправленны в Киев, куда они так никогда и не были доставлены. После возрождения фирмы в 1945-46 гг, основатель Фриц Рихтер был схвачен и отправлен в тюрьму. После своего освобождения в 1947 он бежал в Западный сектор Берлина, где ему удалось при помощи бывших сотрудников перевезти оборудование на Запад. Фирма была запущенна по-новому в 1947 г в Барнтрупе (Липпе), и до денежной реформы 01.04.1948 они успели зарегестрировать фирму Lippische Camerafabrik Richter und Fischer. В последующие года фирма выпускала модели Flexo, Flexora, Rollop Rollop и automatic в разных версиях и вариантами названий. В течении следующих лет были представленны модели Optimet, Optina, Flexo Richard, Richard Reflex. Тяжелое материальное положение фирмы привело к ее банкротству в 1972 г, когда они уже не могли конкурировать с японской фотоиндустрией. 


 

 

Документ

Господин ..... занял 5.11.39 в нашем фрезеровочном и сверлильном отделении должность бригадира. Вследствии его проффессиональных навыков сперва он был назначен 1.2.40 заместителем руководителя, а 1.1.41 - руководителем отделения. В этом отделе в основном производились с высокой точностью миниатюрные инструменты для сборки часов. Вследствии его возможностей и дружественной природы характера, в его отделении всегда царила хорошая атмосфера и проводимые работы проводились точно и своевременно. Он всегда был готов к работе, был старательным и усердным, был хорошим другом для своих подчиненных. Его поведение всегда было безупречным. Он покидает нашу фабрику в связи с ее закрытием.

 

 

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image