ussrlens.com

Мысли в слух

Раскол Carl Zeiss.

(книга III)

В декабре 1945 приказ военной администрации о конфискации коснулся не только промышленных гигантов, но и двух фабрик в Йене. Обе фабрики оставались в Фонде Карла Цейсса, но у них были отняты все права собственности.

Советские конфискации были прежде всего нацелены на имущество, «которое до этого момента в гитлеровском государстве принадлежало военному ведомству или … запрещенным и распущенным... огранизациям». Фабрики в Йене не попадали под эту категорию. Это однако не остановило новую власть применить приказ к фабрикам Цейсса и Шотта.

С штабом в 200 инженеров на фабрике появился новый «генеральный директор» - советский генерал Добровольский. Он не взял на прямую бразды правления в свои руки, но отдавал приказы правлению компании. Идея созыва совета директоров пришлась русским не по вкусу.

Советский генеральный директор имел очевидно двойную задачу: обеспечить работой фабрику для выполнения репарационного плана, с другой же стороны он был обязан изучить в деталях весь процесс производства. «Русские хотели знать все до последней цифры, все до последней технологической хитрости», писал Вальтер Давид после посещения фабрики в начале сентября 1946 г.

Как мог убедиться Давид, темпы возрождения предприятия были удивительны. «Новые директора, такие как Фридрих Шомерус, хотели из всех сил показать, что несмотря на то, что долгое время работали под руководством старых директоров, уехавших в Оберкохен, могут сами прекрасно справляться с тяжелейшими задачами.» После работ по расчистке от руин и мусора, поврежденные корпуса были восстановлены, станки отремонтированы и вновь начато производство продукции. Штат работников вырос с 6000 человек в августе 1945 до 13000 в октябре 1946 г.

Вся продукция шла в Советский Союз. Работники относились к этому с пониманием. Они рассматривали это как личный долг по восстановлению страны, опустошенной и разоренной войной с нацистской Германией. До октября 1946 г было изготовлено товаров на сумму 70 миллионов рейхсмарок и отправлено в СССР.

Привожу отрывок из отчета Вальтера Давида после его посещения Йены в феврале 1946 года. Этот доклад написан за 7 месяцев до начала демонтажа фабрики. Однако чувствуя политическую ситуацию, Давид верно предсказал дальнейшую судьбу йенского предприятия. Следует отметить, что в 46 году до демонтажа практически никто не сомнивался в легитивности имени Карла Цейсса в Йене. После демонтажа, Йене все время приходилось отстаивать в судах свое право на то чтобы носить имя Цейсс. Вот к примеру одна из статей тех времен в Дер Шпигель, где Оберкохен объявляется правоносителем и доказывается в предвзятой манере, что Карл Цейсс в Йене уже не существует.

Вот собственно и сам отрывок:

Это не является необходимым (т.е. возвращение Бауерсфельда, Хенрихса и Кюппенбендера -altix), так как есть люди в Йене, которым передана функция управления компанией. Они способны управлять предприятием и, насколько это возможно в советской зоне, проводить политику фонда Цейсса.

Следует однако подумать над угрозой, которая нависла в Германии над всем фондом Цейсса. В каждой из оккупационных зон могут начаться деструктивные процессы, а именно демонтажи, конфискации и репарационные выплаты. Огромной угрозе подвергается Йена. Не хочу рисовать черта на стене, но стоит смотреть на положение вещей трезво, что возможно дни фонда Карла Цейсса уже сочтены.

Будет ли потом дан шанс возродится предприятию в советской зоне я не решаюсь судить. Но если и будут существовать такие шансы, то фонд может выжить если им будут руководить люди оставшиеся в Йене и имеющие опыт, а также такие же полные юридические права как и пожизненно назначенные управляющие компанией (имеется в виду Кюппенбендер, Бауерсфельд, Хенрихс в Оберкохене - altix). Если они сдадут свои полномочия, то будет уничтожена возможность возродиться фонду Карла Цейсса в западной части Германии, где недавно была организована новая фабрика.


22 октября 1946 г, за четыре недели до празднования 100 летнего юбилея, советская администрация скомандовала о полном демонтаже фабрики Карл Цейсс. Такая же судьба постигла и стекловарильную фабрику Шотт унд Геноссен и многие другие промышленные предприятия в советской оккупационной зоне.

С гордостью подготавливалось правление предприятия в Йене к празднованию 100 летнего юбилея КЦ. Целыых 10 дней планировалось провести на праздновании с множеством докладов, концертов, спортивных и танцевальных представлений; все сотрудники и все население города было приглашено на празднование. Открытие программы планировалось начать с празднования в Народном доме 16 ноября 1946 г. В то время, как не все последствия бомбардировок были устранены, тем не менее Народный дом распологал помещениями достаточными для проведения празднования, к тому же это был подарок Эрнста Аббе городу.

 

В списке приглашенных гостей стояли ученые со всех уголков страны, среди которых находилось и имя престарелого Макса Планка (Нобелевского лауреата и отца квантовой теории - altix). Были приглашены и новые власти: главный начальник советской военной администрации маршал Василий Д. Соколовский, президент земли Тюрингия и обербургомистер города Йена.

Правление компании предоставило честь сказать вступительное слово пожилому доктору Фридриху Шомерусу. Среди всех цейссианцев он знал лучше всех историю предприятия и фонда Цейсса.

Шомерус работал до 1933 г начальником кадрового отдела и вынужден был уволится с занимаемой должности под давлением национал социалистов, так как он принимал активное участие в Немецкой Демократической Партии. Однако его не уволили, но поручили ему заниматься "особыми делами". К 1933 году он подготовил обширный трактат, который правление компании с успехом использовало против внедрения фашистской идеалогии в недра предприятия.

В 1939 году на 50 летнюю годовщину выпустил документальную книгу "Становление и сущность фонда Карла Цейсса". В годы войны он подготовил вторую более обширную монографию "История фабрики Цейсса". Однако советская власть так и не разрешила книге появится на свет, так как манускрипт отображал дух капиталистического сообщества чуждого социалистической идеалогии.

Книга была издана с опозданием в 1952 г в издательстве Piscator в Штуттгарте. ГДР-овские историки еще более жестко чемсоветская администрация раскритиковали этот труд как "подача истории Восточной Германии глазами горожанина". При этом Фридрих Шомерус никогда не жил в Восточной Германии и он был юристом а не историком. Что раздрожало коммунистов в этой книге, так это положительное оценивание правления компании в политических и социально-политических отношениях с рабочим классом.

21 октября Фридрих Шомерус долго работал в своей рабочей комнате на девятом этаже многоэтажного здания в КЦ. Ему на ум приходили все время образы Хайнца Кюппенбендера и Норберта Гюнтера в Оберкохене: все время его ум возвращался к видению Эрнста Аббе празднования юбилея в 1946 году. Понятное дело, что Аббе не мог предсказать все трудности, внесенные режимом национал социалистов и Второй мировой войной, и положение вещей было намног хуже, чем Аббе мог себе представить 50 лет назад. Но все равно Шомерус был уверен, что его поколение сохранило и приумножило наследие оставленное Эрнстом Аббе.

На следующее утро в 5 часов утра все мечты были развеяны. Отряды советских солдат ночью ворвались в дома спящих работников фабрики и сообщили ученым, инженерам и фабричным мастерам, что они обязаны проработать 5 лет в Советском Союзе. Соответсвующие рабочие "договора" были уже подготовленны.

Шомерус осуждал крепкими словечками акцию американцев, когда те забрали 84 работника фабрики. Только узнав о том как проводится акция депортации у русских, он понял насколько человечной была акция 24 июня.

Перед домами останавливались большие грузовики, и людям скомандовали в течении 3 часов спаковать свои вещи. Ужасными были ночные крики мужчин и женщин. Было абсолютно невозможно бежать, так как русская полиция наблюдала за домами и практически следовали за каждым человеком по пятам... Это были настоящие русские методы. В течении трех часов они были увезены, а потом 24 часа прождали на вокзале (из Clarance Lasby, Project Paperclip. German Scientists and the Cold War, N Y 1971). 

В 10:30 члены правления сидели напротив советского генерального директора. Говорится, что Le style c'est l'homme. В этом же случае было Le style c'est le systeme. Генерал Добровольский не хотел слушать ни какой критики: депортация 274 работников. Полный демонтаж. Приказ маршала Соколовского. Конец.

 

В Йене были отменены все празднования. 17 ноября 1946 г, в день 100 летнего юбилея предприятия, члены правления и члены совета предприятием, а также ученые посетили украшенные могилы основателей предприятия на Старом кладбище на Оберен Философенвег. Вечером Шомерус собрал в своем доме круг 22 человек, которым можно было доверять. Им он прочитал праздничную речь, которую открыто он не мог произнести. Оптимистический взгляд в будущее Шомерус переписал:

«Несмотря на перерыв вызванный политической и государственной ситуацией в период национал социализма, а также пережив сокрушительный удар, обрушенный на предприятие 22 октября, мы можем подитожить 100 летнюю историю существования предприятия: фабрика Цейсса сильна благодаря своему статуту, большая в своем внешнем виде, вполне оснащена для осуществления важных заданий. Наши сердца oбливались кровью, когда мы видeли, как замечательная организация, великолепное оптико-механическое предприятие было расколото. Теперь однако незадолго до празднования столетнего юбилея со дня рождения Фридриха Листа, восстановленное производство было остановлено из-за влияния внешних сил, что может оказаться тяжким испытанием для нас и возможно смертельным для всего предприятия. Мы должны взять на себя обязаность перед немецким народом и вместе с тем перед нашей фабрикой, все оставшиеся продуктивные силы задействовать для выполнения значимых культурных заданий во благо нашего народа и во благо всего человечества.»

В июне 1945 г американцы забрали часть "замечательной организации, великолепной оптико-механического предприятия", ее мозги, о которых в последствии, если можно так сказать, они заботились. Теперь была очередь русских. При помощи демонтированных станков стоимосью свыше 200 миллионов и 274 депортированных ученых, инженеров и фабричных мастеров, оптическая промышленность в Советском Союзе должна была сделать "рывок вперед".

Экономисты решили децентрализировать производство. Приблизительно 200 цейссианцев прибыли в Красногорск, в двадцати километрах севернее Москвы. 45 сотрудников было предложено перевезти в Изюм возле Киева, остальных направить в Ленинград.

В Красногорске пребывал также инженер Генри Гульдбрандсен. Он особенно был недоволен изоляцией в Оберкохене и в апреле 1946 г он отправил трогательное письмо в Йену. Правление компании его заверило, что он "получит задания, которые его удовлетворят", так как в Йене "работы выше крыши". Из еще одного письма из Йены Гульдбрандсен узнал, что йенские сотрудники удивлены, "что кроме господина Кортума никто сюда обратно не вернулся". За пять месяцев, которые ему оставалось провести до депортации в Йене, ему пришлось расплатиться пятью годами в Советском Союзе. Между прочим его судьбу разделили Герберт Кортум и Артур Пульц, который третим сбежал в Йену.

Так уж вышло, что 17 ноября не только Оберкохен и Йена, а также Киев, Ленинград и Красногорск тихо праздновали 100 летний юбилей предприятия. Все цейссианцы на Западе и Востоке были едины в стремлении сохранить и "продолжить дело начатое Аббе", как скажем об этом говорится в юбилейном письме с 45 подписями из Киева:

Истинный гуманистический дух Эрнста Аббе и его социальная воля, определенная высочайшими этическими правилами, должны и в наше время послужить указателем для восстановления его предприятия на благо всего нашего народа.

"Даже на могилах выращивают надежду", говорил Шиллер. В то время, когда демонтажные группы в Йене проводили работы, отбивали керамическую плитку, отрывали батареи от стен и сматывали проводку, они уже готовились к "ремонтажу". Советским руководством было разрешено оставить только 6 процентов оборудования для восстановления предприятия. Штат сотрудников должен был составить 4000 человек; остальных 9000 сотрудников скрипя сердцем пришлось уволить, отправить в отпуск или на пенсию.

Протекание демонтажных работ Carl Zeiss Jena.

(Книга II)

Демонтажные работы начались в начале ноября 1946 г и продолжались до середины марта 1947 г. Во время демонтажа продолжались работы по выполнению репарационных заказов. Но по мере продвижения демонтажных работ репарационные заказы пришлось закрыть. В первой половине ноября 1946 г солдаты трофейной бригады систематически разбирали станки и оборудование. Вместе с 8700 сотрудниками компании 8 ноября 1946 г 76 процентов людей работали в демонтажной бригаде, 6.5 процентов было еще задействовано в изготовлении Контаксов и 17.5 процентов занимались репарационными заказами. В середине ноября 1946 г Добровольский ускорил темп демонтажных работ. Так как руководство компании было не в состоянии выделить больше людей, Добровольский использовал рабочии силы с городской биржи труда.

15 ноября 1946 г в отчете отдела изготовления товаров сообщается, что во всех отдела - за исключением отдела сборки Контаксов - от 90 до 100 процентов станков стоит готовыми к отправке. Часто для того, чтобы вывезти машины во двор, приходилось сносить стены цехов и про качество транспортировочных упаковок говорится в одном из отчетов:

"Вид упаковки очень примитивен и весьма вероятно имеет очень короткий срок пригодности. Вокруг каждого станка сооружается каркас из балок, которые соединяются вместе машинными болтами. Дырки для болтов часто сверлятся на расстоянии всего лишь 4-5 см от края балки, так что многие балки уже имеют трещины. Собранные каркасы по краям обшиваются досками. Внутри коробка выстилается гладким рубироидом (без частиц гравия). Внешняя сторона коробки не обклеивается рубироидом, так что верхняя часть коробки может легко повредиться дождевой водой или снежными осадками."

 

Упаковывание демонтированного оборудования на фабрике Цейсса. Ноябрь 1946 г.

Эксплуатация оборудования Carl Zeiss Jena и депортированных в советской оптико-механической промышленности.

(книга II)

Авторы статьи: Дима Васильев и Зотиков Иван


Использование оборудования

Министр вооружения не смог реализовать свои планы отстроить цейссовскую фабрику в одном городе в СССР, как это делалось в его ведомстве в случае других депортированных объектов. На это не пошел Совет Министров. И так как у него в распоряжении не имелось необходимых финансовых возможностей, материалов и рабочей силы, Дмитрий Устинов был вынужден найти совершенно другое решение. 16 июня 1946 г он издал секретный указ номер 188, в котором содержались указания что делать с демонтированным товаром и депортированным персоналом из Йены. В приказе отмечалось, что демонтированное оборудование должно быть поделено среди 14 оптико-механических предприятий. Как исключение стекловарильня Шотта должна была быть отправленна в Лыткарино под Москвой. Для депортированных людей было предусмотрено рабочие места на восьми предприятиях.

 

 

Круговая шлифмашина фирмы Карл Цейсс.
Станок был демонтирован в 1945 и перевезен в Красногорск. Там он использовался вплоть до 1994 для производства оптических приборов.
Йена, 1942,
металл, искусственные материалы
приблизительно 175 x 150 x 90 cm 
Дом Истории, Бонн

От Контакса Карл Цейсс Йена к Киеву (Берндт К. Отто).

Авторы статьи: Дима Васильев и Зотиков Иван

Всем коллекционерам фотографической продукции известны модели фотоаппаратов Contax I/II/III дрезденского производства и Contax IIa/IIIa из Штутгарта. Много статей в последнее время было посвящено также зеркальному фотоаппарату Contax S с схожим названием камеры. Однако история разработки камеры Contax II/III в Йене покрыта в той или иной мере домыслами и слухами. Однако послевоенное производство Контаксов и его брата Киева в Йене заслуживает более пристального рассмотрения. Вместе с контакс-специалистом Куртом Юттнером из Оффенбаха, стаж которого в этой тематике насчитывает много лет, используя собранные им архивные материалы из фонда КЦ в Йене, нам удалось востановить хронологию событий, которые разворачивались в то время.


Для того чтобы представить непредвзятое изложение этой трудного для Германии промежутка времени, я решил подать архивные данные в форме временной таблицы.


1940-1945   Дрезденская фирма Акционерное Общество Цейсс Икон изготавливает последнюю партию Контакса II/III. Эти камеры имеют обозначение серии О и М. К этому времени только уполномоченое немецкое население могло получить камеру, так как в то время не могло быть и речи о приобретении новой камеры для частного пользования. Главным заказчиком оставалось военное министерство. Но часть камер также экспортировали за рубеж. Рекламные проспекты тех годов являются свидетельствами поставок камер во Францию, Литву, Швецию и Швейцарию. Для Швеции в феврале 1944 г была напечатана брошура о Контаксе II/III, которая свидетельствует о поставках Зоннаров 2/5см и 1.5/5см и широкоугольных объективов. Биогон 2.8/3.5 поставлялся с Т-просветлением. Последний из известных мне проспектов "Tusen och ett motiv" (тысяча и один мотив, С 825) датируется апрелем 1945 г и предназначался для нейтральной Швеции. В этом превосходно напечатанном издании описаны и показаны на 16 страницах такие желанные сегодня камеры как Тенгофлекс, Неттар 516, Тенакс I (второй вариант исполнения).

12.04.1945   Треть йенской фабрики разрушена. Уровень выпускаемой продукции снижен в связи с этим обстоятельством до 60 процентов.

13.04.1945   Американские войска входят в Йену.

16.04.1945  Американские ученые в униформе осматривают фабрику в Йене и приказывают изготавливать приборы для наведения на цель и объективы для аэрофотосъемки. Товары из довоенной продукции на сумму 13 миллионов рейхсмарок конфискованы и отправлены в "Франкфортский Арсенал" в Дэйтон/ Огайо.

08.05.1945  Прекращение боев и капитуляция немецких войск.

Первостепенные раритеты Карла Цейсса: Контакс в кремовом исполнении с коричневой кожанной обклейкой с серийным номером в пределах с 27960 по 27984 был презентирован как промышленный образец на лейпцигской выставке в марте 1950 г. 

Вот кстати экземплярчик, который Куц приводит в своей книге. 

 13.05.1945 американский офицер сообщает начальству Карла Цейсса, что все объективы из коллекции фабрики, а также павильонная камера должны быть немедленно упакованы и доставленны. 310 из 1500 экземпляров образцов объективов и прототипов объективов были внесены в неполный список на 9 страницах. Фирме Карл Цейсс удалось пометить особым способом самые важные объективы и предотвратить их отправку в США. Журнал Фото-Шпигель №3 за декабрь 1947 г. позже сообщит о перевозке 9 тонн коллекционных экземпляров в Форт Монмаус, Нью Джерси. Здесь захваченные образцы и прототипы должны были бы послужить на благо фотопромышленности США. Некоторые образцы были также забраны американской армией для использования в разработках военных приборов. Возможно какой-нибудь читатель этого журнала знает больше о судьбе этих военных трофеев.

18.06.1945 Американцы ознакамливаются со списком из 84 имен работников Цейсса, которые вместе с 41 специалистами фирмы Шотт унд Геноссен и с 200 сотрудниками йенского университета под девизом "мы забираем мозги" должны были быть переправленны в западную зону.

24.06.1945 Американские войска перевозят на 14 грузовиках в Оберкохен руководителей цейссовских лабораторий, конструкторских бюро, цехов и администрацию вместе с правлением компании. 80000 чертежей, а также забранное из Йены лабораторное оборудование так и не будет доставлено в Оберкохен. Перевезенные в западную зону руководители Бауэрсфельд, Хенрихс, Йоос и Кюппенбендер назначают своими представителями в Йене оставшихся там Зандмана, Шраде и Шомеруса.

10.06.1945 Американские войска покидают город Йена.

 В черном исполнении известно только два экземпляра камеры. Также и в этом случае было запланировано изготовить только несколько образцов. Штатный объектив Зоннар 2/5см был также покрыт черным лаком. До сих пор найдено три-четыре экземпляра, у которых только передний щиток черный, что может говорить о том, что при сборке уже не хватало других покрытых черным лаком частей камеры.

01.07.1945 Русские войска занимают город и здания фабрики Карл Цейсс в Йене. Сразу же начато производство фотообъективов в качестве репарационных заказов.

04.09.1945 Советская военная администрация сообщает о договоре, согласно которого следует восстановить и наладить производство камер Контакс, которые производились раньше Цейсс Иконом в Дрездене, подготовить необходимые чертежи и документы, создать и опробовать необходимые инструменты для серийного производства. Генерал Николаев желал, чтобы первые камеры были поставлены уже в январе 1946 г.

24.09.1945 В ходе разговора между майором Виноградовым и работниками цейсса было решено наладить производство Контаксов II, III и IV на незадействованных в производстве фабриках Цейсса в Гере и Заальфельде, так как производство камер было невозможно в Дрездене. Два образца Камер должны были быть изготовлены через 2 месяца с использованием имеющихся чертежей, все детали, чертежей которых не хватало должны были изготавливаться по памяти. Было запланировано производство 500 Контаксов в месяц. Эти камеры должны были все равно носить на себе логотип торговой марки Цейсс Икон.

(примечание автора: в этом протоколе отдельно не выделяется название Контакс IV). Возможно имелось в виду небольшое усовершенствование существующих камер, которые появились позже на штутгартском Контаксе.

27.09.1945 Поврежденная фабрика Цейсса в Дрездене должна быть с помощью фабрики Карл Цейсс приведена в порядок как можно скорее.

03.10.1945 Карл Цейсс Йена и Цейсс Икон Дрезден встречаются чтобы обсудить выдачу в течении следующих 9 месяцев кредита на реконструкцию в размере 1.5 миллионов рейхсмарок. Карл Цейсс берет на себя все траты связанные с реконструкцией чертежей и создания руководств по сборке Контакса. Производство Контаксов в Заальфельде и Гере должно продолжаться до тех пор, пока Цейсс Икон не сможет наладить собственное производство. Все камеры изготовленные Карлом Цейссом Йена, которые не предназначаются для России, должны распространяться через Цейсс Икон Дрезден. Карл Цейсс начисляет на все изготовленные камеры в Заальфельде лицензионные сборы в размере 6-8 процентов от продажной цены в пользу Цейсс Икон. Русский генерал Николаев получил предложение.

04.10.1945 Карл Цейсс Йена совместно с Цейсс Икон составляют временной график изготовления Контаксов II/III. Первый Контакс II в Заальфельде должен был быть изготовлен в течении июля 1946. После этого должно было последовать производство 1000 камер в месяц. Для изготовления Контакса III было необходимо уточнить информацию относительно поставок экспонометра из Цейсс Икон в Штутгарте.

 

Возможно это и есть тот Контакс IV, о котором упоминается в документах за сентябрь 1945 г! Можно увидеть схожесть с уменьшенным штутгартским Контаксом IIа, который начали собирать позже.

17.10.1945 Майор Турыгин при помощи русской комиссии приказывает заключить контракт на производство камер Контакс и объективов в России. Были заказаны синьки по 8 экземпларов каждой, оригинал чертежей Контакса III вместе с двумя копиями. Также поступил заказ на чертежи объективов, список которых не был еще определен. Заказано было также изготовление необходимых станков, на которых можно было бы собирать 5000 камер ежемесячно. Майор Турыгин намекнул также, что определенные специалисты фабрики будут отправленны в Россию на определенное время в место, которое еще предстоит определить. Генерал Николаев был не против того, что дрезденские конструкторы останутся в Дрездене, чтобы там работать над контаксовским проектом. Заказ должен был быть исполнен до 1 марта 1946 г.

22.10.1945 Начало демонтажа фабрики Цейсса в Йене. По указанию русской фабричной комиссии 998 станков должны были быть оставлены в Йене для реконструкции и изготовления Контаксов. Фабрика Цейсс Икон в Штуттгарте получила контракт на изготовление 10000 экспонометров, которые должны были поставляться с 1 мая 1946, в количестве 1000 экземпляров в месяц. Цейсс Икон Дрезден должен послать специалистов в Заальфельд, Геру и Йену. Два стенда с примерами деталей Контакса едут в Дрезден. Цейсс Икон немедленно делает фотографии, которые могут быть увеличены. Штампованные детали для Контакса отправляются в Дрезден, Цейсс Икон составляет поштучный список деталей для Контакса. Формы для деталей Икофлекса предназначенные для литья под давлением были изготовлены в Йене. Карл Цейсс Йена готовит 350 мужчин и 150 женщин для производства камер в Заальфельде и 600 сотрудников готовит для Геры. Предположительные затраты на изготовление Контаксов составляют 6 миллионов марок, а для изготовлений аксессуаров - 2-3 миллиона. Для первой серии 5000 Контаксов III предусмотрено изготовление 2000 1.5/5см Зоннаров, 3000 2/5см Зоннаров, 500 2.8/3.5 см Биогонов и 600 4/13.5см Зоннаров.

Конструктор Винценбург докладывает майору Турыгину про новые разработки Контакса в Дрездене. Упоминается название "Зеркальный Контакс". Камера должна содержать заново сконструированный затвор и должна иметь небольшие габариты.

08.11.1945 Комиссии Народного Комиссариата Внутренних Дел под руководством генерала Николаева сообщили, что для организации русского изготовления Контакса и соответсвующей оптики и аксессуаров необходима сумма в 1859000 рейхсмарок. К этой сумме следовало добавить затраты на упаковку, транспортировку станков и подготовку сборочных цехов в России.

23.11.1945 Было налажено телефонное сообщение с фабрикой Цейсс Икон в Дрездене для случая, если вдруг понадобятся какие то еще документы.

26.11.1945 На закрытом совещании генерал Николаев сообщил Карл Цейссу информацию, что Цейсс Икон Дрезден собирается в будущем самостоятельно собирать Контаксы. Йенская комиссия хочет как можно скорее проверить эту информацию у дрезденцев. Кроме того сообщается, что согласно приказа № 124 маршала Жукова фабрика Карла Цейсса должна быть конфискована. Прежде всего производство должно продолжаться. Возможность будущего демонтажа, частичного демонтажа или оставления производства в Йене в то время еще не обсуждаласью. Было запрещено продавать продукцию третьим лицам. До этого момента свободная продажа мирной продукции и очков должна осуществляться только согласно разрешения русских.

29.11.1945 В ходе продолжительного обсуждения начаты подготовительные работы для изготовления Контакса III и принадлежностей. Цейсс Икон опровергает слухи, что они сами хотят воплащать в жизнь проект "Контакс". 

4 примера типичных серийных номеров на башмаке камеры. Прмер А не несет еще торговый знак Карла Цейсса, а всего лишь сокращение C.Z. Номер 194614 говорит о том, что это 14 экземпляр нулевой серии 1946 года. В случае примеров В/С Контаксов II 470020 и 470023 в гравировке не хватает первой части серийных номеров, которые имеются на Контаксах III 470021 (5943) и 470025 (5947). Эти примеры также показывают, что изготовление Контаксов II и III производилось в смешанном порядке. Пример D показывает Контакс II с двойным номером 470061 (6083). Первые две цифры символизируют так же как и на позднейших Киевах год изготовления, в этом случае 1947 г. 

Фото показывает корпус 11873 с дальномером в массштабе 1:1. Гравировка шкалы расстояний (например цифры 4 и 3 ) соответсвуют типу цифр йенского производства и отличаются существенно от дрезденского шрифта.

11.12.1945 Ответственный за изготовление Контаксовской продукции Хан из Йены проводит беседы с доктором Фабианом и др. представителями фабрики Цейсс Икон в Дрездене, в которых разъясняются планы по поводу будущего производства, сроков сдачи чертежей до 31.12.1945 и подготовки производства до 20.01.1946 для выпуска штампованных деталей, деталей отлитых под давлением, сверлильных и фрезеровочных верстатов, а также производственных документов для токарных цехов.

18.12.1945 Генерал-майор Николаев сообщает о сроке изготовления первой партии камер Контакс в июне 1946. До марта 1947 производство должно достичь 2000 фотоаппаратов в месяц.

23.12.1945 Майора Турыгина спашивают о том, следует ли слово Контакс гравировать латинскими или кириллическими буквами.

28.12.1945 Для изготовления Контаксов предоставленна необходимая производственная площадь и кадры.

31.12.1945 Согласно приказу 156 Советской администрации в Тюрингии официально заявлено о конфискации предприятия. Отменена бывшая форма управления предприятием. Доктор Шраде становится единственным директором предприятия.

02.01.1946 Русской фабричной комиссии передаются синьки документов на изготовление контаксовских объективов Tessar 8/2.8 cm, Biogon 2.8/3.5 cm, Sonnar 2/5cm, 1.5/5cm, 2/8.5cm, 4/13.5 cm, 2.8/18cm, 4/30 cm, Tele-Tessar 6.3/18cm, Fernobjektiv 8/50 cm и универсального видоискателя.

03.01.1946 В оптическом предприятии в Заальфельде должно как можно быстрее быть изготовленно 2000 увеличителей и один проэктор для Контакса. Запланирован также выпуск диапроэктора, репродукционного устройства и флектоскопа. Ожидается получить инструменты для заальфельдского изготовления Контаксов не раньше мая месяца. До апреля предпологается изготовить в качестве пробы 1000 затворов. Производство объективов в Заальфельде переносится с запланированного срока на апрель.

11.01.1946 Конструкторские документы на Контакс не были переданы Цейсс Иконом в назначенный срок. В качестве нового срока взят апрель 1946. Для тестирования инструментов и работоспособности деталей 1000 образцов в Заальфельде должны пройти испытания. Также становится известным, что новая камера будет называться не «Контакс», а «Волга».

Технические чертежи для покрытой матовым хромом верхней панели камеры от 9.11.1945г. направленные Цейс Икон Дрезден в Карл Цейсс Йена для начала нового производства Контаксов.

В январе 1946 г. сообщено, что производство новых камер в России будет проходить под именем "Волга", а не "Контакс". Эти чертежи описывают точное местоположение кириллических букв на переднем щитке.

22.01.1946 В случае если до 15.02.1946 не будут переданы необходимые документы из Дрездена в Йену, группа конструктора Винценбурга, работающая над зеркальным Контаксом, будет переведена из Дрездена в Йену.

25.01.1946 Цейсс икон Дрезден нуждается срочно в прозрачной чертежной бумаге и в сухих копирках для того, чтобы уложиться в срок до 15 февраля. Столярне КЦ Йена, где изготовлялись деревянные модели прототипов, переданы перенесенные на копирку чертежи Контакса III с просьбой изготовить согласно этим чертежам две деревянные модели камер.

31.01.1946 Запущенны в работу станки для изготовления оправы объективов Зоннар 1:1.5 и 2/5 см.

15.02.1946 Куръерская машина КЦ Йена должна забрать документы из Дрездена. Следует установить как гравировать лимб установки чувствительности пленки на экспонометре Цейсс Икон: в ДИНах, единицах Шайнера, в западных единицах или H&D. Также поднимается вопрос о резьбе отверстия под штатив: должна она быть в ¼ или 3/8 дюйма.

20.02.1946 Все чертежи для Контаксов II и III готовы за исключением чертежей экспонометров. Причина кроется в отсутсвии ответа с фабрики Контесса в Штутгарте. Русская комиссия устанавливает сроки сдачи инструкций на немецком и русском языках для камер, объективов и аксессуаров. Пробный экземпляр увеличителя с и без автоматического наведения на резкость должен быть изготовлен до 1.3.1946. Для копировального аппарата диафильмов, репродукционного аппарата и проявочного бачка должны быть подготовленны чертежи на прозрачках.

21.02.1946
 Русские инженеры снабжают все оригиналы чертежей кириллическими подписями.


25.02.1946
 Фабрика Контесса в Штутгарте делится с КЦ Йена информацией о последних технических разработках экспонометров довоенного Контакса III, которые также использовались на Иконтах 6х6.

26.02.1946 Ожидается начать производство Контаксов в августе 1946. В сентябре должны быть изготовлены 300 пробных камер нулевой серии. Следующие 300 планируется собрать в октябре и в ноябре и декабре выпуск планируется уже по 500 камер в месяц. Таким образом в 1946 году ожидалось собрать 1600 Контаксов. Первоначальный заказ майора Селенина на 3400 штук камер не мог быть исполнен в 1946 году. В январе 1947 ожидается выпустить 700 экземпляров, в феврале — 800 и в марте — 600. Для 1946 года следует подготовить материалы для изготовления 3000 камер.

01.03.1946
 Тестировочный центр завершен и теперь возможно лучше центрировать линзы в Зоннаре 1.5/5см.

17.04.1946 Для того чтобы быстрее изготовить 100 камер нулевой серии приказано, чтобы до 30.05 детали изготовлялись вручную или на полуготовых станках. Для 100 камер должен быть подготовлен материал для 300 наборов. В Йене были собраны и отправлены в Заальфельд девять подгрупп узлов и деталей, а именно корпус, верхняя панель, задняя крышка, объективная панель, механизм автоспуска, механизм спуска, шторка, полностью шторки с крышкой затвора.

18.04.1946 Чертежи приборов для Контаксов II/III, целые объективы и части аксессуаров были переданы в срок.

20.04.1946 Материалы для 100 пробных Контаксов имеется в наличии, материалы для 1000 Контаксов III нулевой серии предстоит закупить. Все еще не хватает намагниченной стали и алмазных камней для изготовления экспонометров.

30.04.1946 Для запланированного изготовление Контаксов требуется еще 90000 рабочих часов. Для запланированного изготовления зеркального Контакса группе Винценбурга не хватает еще 20000 рабочих часов. Для изготовления самой простой камеры типа Тенакс 24х24 требуется еще 5000 рабочих часов.

13.07.1946 Чистая цена для продажи русским поставщикам фототехники установлена 450 рейхсмарок для Контакс II и 600 рейхсмарок для Контакс III.

17.07.1946 Четыре камеры Контакс II должны быть готовы до 1 августа 1946, остальные 100 — до сентября 1946. Начиная с 4 августа должны начаться упаковочные работы инструментов и станков для отправки в СССР. Вместе с инструментами должны быть отправлены и панели с образцами объективов Зоннар 1.5 и 2/5см, 4/135см и биогона 2.8/3.5см.

25.07.1946 Согласовано, что инструменты для изготовления Контакса II и штатных объективов будут готовы и опробованны к 30.8.1946.

13.08.1946 Из средств необходимых для выпуска Контакса II имеется в наличии только 52 процента.

28.09.1946 Продолжаются работы по упаковке и отправке станков и инструментов для изготовления Контаксов. 

 

 

 

 

Интервью с инженером компании Sigma.

Статья любезно предоставлена/переведена ресурсом photodev.com.ua

Вопрос: Как вам удалось стать специалистом по оптике?
Ответ: Моим главным предметом в университете была космическая физика. Пользуясь телескопами, я начал все больше и больше интересоваться оптическим измерительным оборудованием.

Вопрос: C чего вы начинаете проектирование объектива? Какова отправная точка для инженера?
Ответ: Мы обычно начинаем конструирование объектива, с обращением к предыдущим разработкам, с соблюдением инструкций и требований от нашего подразделения планирования продукта.

Вопрос: Что более важно сегодня: интуиция и опыт или доступ к новому программному обеспечению и высокопроизводительным компьютерам?
Ответ: Мы думаем, что оба фактора важны. Хотя если использовать совершенные компьютеры, мы не сможем придумать творческие идеи, когда будем слишком много полагаемся на технологии. Иногда необходимо продвигать их с собственным суждением, всегда принимая во внимание цели и результаты.

Вопрос: В эпоху повсеместного использования компьютерного проектирования оптических линз, каковы самые большие трудности инженера оптика?
Ответ: Если мы будем смотреть только на прошлые технологии, тогда не возможно будет осуществить внедрение новых методов обработки и исследования оптики, внедрять новые конструкции объективов. Подход к этому- сложная задача для инженера. Кроме того, развитие программного обеспечения, так-же представляет значительную проблему.

Вопрос: В какой момент вы начинаете думать об использовании просветляющих покрытий? Специалист по оптике начинает задумываться о нем уже в начале проектирования, или просто оптимизируют конечный продукт, согласно элементам используемым в производстве или их коэффициенте преломления?
Ответ: Мы начинаем задумываться об использовании просветляющих покрытий в средине этапа проектирования.

Вопрос: Когда началось проектирование объектива Sigma 1.4/35mm, вы анализировали подобные конструкции конкурирующих компаний, или возможно вы предпочли подойти к такому проекту, не принимая во внимания уже существующие продукты?
Ответ: Мы установили очень высокие задачи в интересах достижения превосходных характеристик над конкурентами. Тем не менее, мы не ссылались на конструкцию любых других особенностей. Мы просто добивались лучших характеристик собственными технологиями.

Вопрос: Какой из них является более трудным в проектировании: 1.4/35 или 1.4/24?
Ответ: Это не легко сказать, какой был бы сложнее, так как цели и концепции конструкции объективов, может сильно изменить технический барьер. Гипотетически, для того, чтобы достичь тех-же характеристик, спроектировать 24/1.4 объектив будет сложнее.

Вопрос: В случае такого уникального проектирования объектива как Sigma AF 18-35mm F1.8 DC HSM, какой параметр был выбран в качестве главного? Диапазон фокусных расстояний? Диафрагма? Или возможно качество изображения было главным приоритетом и вы скорректировали остальные параметры соответственно?
Ответ: Проект начался с объективом включая максимальную апертурой F1.8, 2х-кратным зумом и эквивалентным фокусным расстоянием 50мм в 35-миллиметровом формате. После некоторых размышлений, мы решили выпустить 18-35mm f/1.8 объектив, потому, что думали, что сможем достичь самых высоких характеристик с такими параметрами.

Вопрос: Проектирование объектива 16-35/1.8 было бы сложнее??
Ответ: Обеспечивая высокую разрешающую способность, тогда как плод художественного направления будет самой тяжелой задачей.

Вопрос: В чем причина появления боке в форме луковицы на объективе Sigma AF 18-35mm F1.8 DC HSM?
Ответ: Мы изучаем этот феномен. И хотели бы улучшить его в своих новых продуктах.

Вопрос: Почему диаметр светофильтра 72mm у Sigma AF 18-35mm F1.8 DC HSM, а  его умеренно выпуклый, передний  элементом только 49mm? Невозможно было применить фильтр меньшего диаметра?
Ответ: Так это не возможно, применить фильтр 49мм диаметром, тем не менее крепеж рамки близкой к этому размеру возможен. Малый диаметр фильтра вызывает виньетирование по краям таким образом, это не реалистично.

Вопрос: Что на ваш взгляд, будет лучшим дополнением к объективу Sigma 18-35мм: 35-85mm f/1.8 или 50-135mm f/2. 0? Какой из них сложнее сконструировать?
Ответ: Хотя мы можем сказать, что обе линзы будут лучшим дополнением, мы предполагаем, что 35-85мм f/1.8 объектив будет более удобным, с максимальным значением диафрагмы f/1.8, такой же как и в 18-35. Эти два объектива будут абсолютно отличаться с точки зрения оптической схемы, таким образом, любой будет трудным в разработке.

Вопрос: Объективы класса 28-70mm f/2.8 были заменены на 24-70mm f/2.8. Принимая во внимание успех Sigma 18-35mm вы уже планируете создание полнокадрового зума, моделей типа 28-70mm f/2. 0 или 28-50mm f/2. 0?
Ответ: На данный момент мы не имеем конкретной идеи на этот счет, но все же продолжим рассматривать проектирование полнокадровых зум объективов с большой светосилой.

Вопрос: В какой момент оптический инженер начинает планировать конечную стоимость объектива? Действительно ли затраты- большое ограничение в процессе проектирования?
Ответ: Оптические инженеры не устанавливают цену объективов, но общая стоимость производства объектива является очень важным элементом, чтобы повлиять на ценообразование. Поэтому снижение затрат является одним из наиболее важных факторов в процессе проектирования объектива.

Вопрос: Как R&D отдел и маркетинга сотрудничают друг с другом? Кто принимает окончательное решение о технических аспектах конструкции объектива?
Ответ: У нас нет подразделения, которое контролирует R&D, главным образом и наше подразделение Планирования продукта, каждая техническая секция в целом играют роль, контролируя рыночный спрос и его тенденцию. Маркетинговое подразделение анализирует ситуацию с рынком и передает информацию подразделению Планирования продукта. Кроме того, решение в важном процессе для коммерциализации осуществляется через нашего генерального директора.

Вопрос: Доступ к стеклу с низкой дисперсией различного вида (SLD, FLD), делают работу специалиста по оптике заметно проще?
Ответ: Хотя стекла с низкой дисперсией необходимы для изготовления высококачественных объективов, использование их не объясняет всю историю успеха. Соответствующие знания и гибкие идеи важны для конструкции объектива, поскольку это позволяет нам понять особенности каждой оптической схемы и оптимизировать их в продукте.

Вопрос:  Несколько предыдущих объективов, например в: Sigma 8-16mm, 17-50mm были оснащены флюритовыми FLD линзами. Почему в новых моделях объективов нет таких елементов?
Ответ: Наши 35mm f/1.4 DG HSM, 17-70mm f/2.8-4 DC MACRO OS HSM и 120-300mm f/2.8 DG OS HSM, все имеют флюритовыми FLD линзы. Однако наиболее важным моментом является, не применение стекла с низкой дисперсией, а объединения каждой оптической группы для использования своих характеристики более эффективным способом.

Вопрос: Как оптическая стабилизация влияет на разрешение изображения? В конце концов, в такой конструкции есть подвижные элементы. Проектирование объектива с оптическим стабилизатором, более трудное, чем без него?
Ответ: Мы считаем, что система оптической стабилизации снижает дрожание камеры которое влияет на детализацию изображения. Поскольку оптическая система стабилизации должна перемещать некоторые группы линзы, конструкция объектива с функцией OS будет более сложной с оптической и механической точки зрения.

Вопрос: Самые светосильные серийные объективы, предназначенные для полнокадровых сенсоров, имеют отверстие f/0.95-f/1.0. Возможно ли создать еще более светосильные объективы? Что является основным ограничением, когда дело доходит до проектирования таких светосильных линз?
Ответ: Для цифровых зеркальных камер, это должно быть весьма сложно, так как размер зеркала и диаметр байонета будет иметь огромное влияние на конструктив объектива. Однако, в принципе, это возможно для беззеркальных камер. Кроме того, достигнуть падение оптических характеристик, особенно в периферийных районах, будет еще одна большая проблема.

Вопрос: Когда дело доходит до объективов системы Micro 4/3, в этом классе есть Voigtlander f/0.95 уже доступный на рынке. Планирует ли Sigma производство таких линз для беззеркальных камер?
Ответ: У нас нет таких планов сейчас.

Вопрос: Когда дело доходит до безеркальных камер, вы не ограничены по размеру зеркала. Как это влияет на оптическое проектирования объектива, действительно ли это фактор, более или менее сложно сказывается?
Ответ: Это влияет преимущественно на проектирование широкоугольных объективов.

Вопрос: Проектирования объектива начинается уже под конкретный байонет или у вас есть универсальный дизайн и только потом решается для какой системы он ориентируется?
Ответ: С самого начала, у нас всегда есть конструкции объективов, которые были бы совместимым с системой каждой компании. Мы решаем, если производим объектив для обычных камер DSLR или беззеркальных на стадии планирования.

Вопрос: Все чаще такие аберрации, как хроматические, виньетирование или искажения перспективы корректируются с помощью программного обеспечения. Связано ли это, с тем что в настоящее время цифровые камеры имеют более эффективные процессы корректировки или это результат большого влияния на слишком медленно совершенствование оптических приборов и времени выхода их на рынок?
Ответ: Поскольку почти невозможно создать идеальный объектив, который не имеет никаких оптических недостатков в исполнении, мы считаем, что их исправление программным обеспечением имеет смысл. Тем не менее, не возможно исправить цифровой обработкой все искажения. Таким образом, мы считаем, что улучшения характеристик объектива само по себе очень важно. В рамках этой политики мы разрабатываем наши продукты, поэтому трудно ответить на этот вопрос.

Вопрос: Все больше и больше камер, выпущеных на рынок, имеют беззеркальную конструкцию и характеризуются малым рабочим отрезком. Такая конструкция требует совершенно иного подхода к проектированию объектива, особенно когда дело доходит до телеобъективов. Вы все еще ищете новые технические решения, активным способом, когда дело доходит до оптики или просветление- единственное новшество? Или, может быть, процесс проектирования, как играть с блоками Lego , изменяя слегка ту же проверенную конструкцию снова и снова?
Ответ: Что касается телеобъективов для беззеркальных камер, важно принять во внимание конструкцию системы автофокуса. Есть много способов улучшить характеристики объектива кроме оптических технологий. Таким образом мы всегда работаем над любым типом развития для наших технических инноваций. Обычные методы проектирования также имеют некоторые возможности для улучшения, чтобы наши инженеры совершенствовали свои навыки, изучая их до конца.

Вопрос: Что вы думаете о катадиоптрических конструкциях?
Ответ: Не могу ответить. Это зависит от концепции нового объектива и как мы справиться с такими неизбежным явлением, как кольца в боке.
Вопрос: Является ли большее число пикселей в сенсорах, огромной проблемой для новых оптических схем объективов?
Ответ: Да, это есть большое препятствие. Можно сказать, что высококачественные объективы- плоды этих проблем, которые мы преодолеваем.

Вопрос: Механическое конструирование линзы (чернение внутренних камер, экранов, влияние механических и электронных компонентов на виньетирования) по-прежнему задача оптического инженера или еще чья то?
Ответ: Мы корректируем его вместе со специализированными инженерами.

Вопрос: Что скажите относительно жидких линз? Вы рассматриваете эту технологию как прорыв или скорее тупик?
Ответ: Мы хотели бы использовать эту технологию в ближайшем будущем, но пока это не возможно из-за множества технических проблем.

 

Данный материла был взят (переведена на русский язык) с сайта  Lenstip.com.

 

 

 

 

Идиоты и автофокусные Гелиосы.

Нагорело и накипело, крайне сильно выводят из себя  меня адекватного человека вопросы необоснованные, глупые и построенные на невежестве. Люди и их общая масса перестала читать книги, не читают даже необходимый минимум по своему увлечению. Да куда там печатным изданиям до форумов интернетных, но и форумы уже лениво читать общественности. 

Итак, поскольку Я по роду своего увлечения еще немного занимаюсь переделкой объективов с ручной фокусировкой под байонет Nikon F (чаще всего это крепление) под заказ, либо на продажу - часто встречаюсь с вопросами разного типа. 

Собственно объектив выставляется на продажу со словами в названии: Гелиос-44-2 переделан на nikon фокусировка на бесконечность.

 - " А ваш Гелиос автофокусный?"   - "А он станет на мой nikon D3100?"  - "Обмен на зерновое кофе?"

 Фотохудожник?!

Данная статья не обобщает всех людей которые имеют документ "фотохудожника". Ниже я опишу частные случаи, которые Я надеюсь не являются общей тенденцией, и лично сталкивался.

К особам высшего света "фотохудожникам" (далее ФХ) можно относится либо с уважением, либо с презрением. Первая категория талантлива, умна, создает движение вокруг себя, новаторы и интелигенты. Умеют общатся с окружающими, причем на равных, учат азам молодежь. Фотоклубы, встречи, посиделке и у них есть на это время, которое достаточно ценное. Этот сегмент Я встречаю все реже.

А вот про негатив можно рассказывать много и долго.

1. Ассоциацию Фотохудожников создавали в начале 90-Х годов небольшое количество энтузиастов со здравым смыслом перевернуть взгляд людей на фото после Советских трудобудней, с ее серостью и рамками. Поскольку в новой стране были все те же старые лица (как и в прямом, так и в переносном смысле) в Ассоциацию вошли многие из "Ассоциации Фотохудожников СССР".

2. Членство в ассоциации ФХ в ряде случаев (хочу надеяться редком) дается не заслуженно. Один фотохудожник замолвил словечко за своего Близкого друга. "Ну очень уважаемый человек в городе, и фотомагазин у него есть, и Свадьбы снимает, и возраст уважительный да и старый друг мой. Как так что он без корочки заветной ?!"

3. Общее физическое старение, не привлекаются молодые таланты - ибо не заслужили и друзей у них НЕТ ФХ. Что порождает узколобость, убивает новаторскую мысль. Старики за редким исключением не порождаю принципиально что то  Новое, топчутся на месте и делаю по старинке (как при Союзе, шаблонно даже).

4. Примерно с 2003 по 2008 была тенденция у Свадебных Фотографов получить корочку "Фотохудожника". Удовольствие не бесплатное но и не бесполезное. Теперь вашу церемонию бракосочетания снимает не Иван Петрович (Я не оспариваю факт что он сделает свою работу качественно), а фотохудожник. Ну и ценник аргументировано поднят. После кризиса 2008-09 интерес к подобным фотографам подупал по двум причинам, денег у людей стало меньше а камер зеркальных больше. Свадебщики народ проффесионлаьный но узкоспециализированный, шаблонный. Не без талантов конечно.

5. Высокомерие и Гордыня. Это наверное самое основное что меня рвет и подгорает знатное место. Когда человек обращается ко мне с вопросом по роду моей деятельности со словами "Я Фотохудожник, Я профессионально снимаю свадьбы, у меня оптика каждая единица стоит не менее 1-2-3K$ " - беседа прерывается с моей стороны "Это не имеет Значения". Подобные индивидумы требую к себе особого внимания от раба читай холопа (Лоха в их глазах), требуют к себе уважительного ВЫ, а к тебе ты. Береги меня господь быть опрометчивым и снова взять работу у подобных ценителей фото художеств.

6. Никто не запрещает людям зарабатывать деньги. Никто и никогда. Заработать трудом и умом. Это к тому что фотохудожники в своих фотошколах учат таким образом что б вам показать как можно классно снять но при этом не объяснить как расставить свет. То есть вы приходите в студию где уже все подготовлено, делаете ряд кадров, радуетесь что Вы молодец. А на выходе не можете понять почему у вас не получается хотя бы один кадр. #потрачено. 

Ни одни действующий свадебный фотограф-фотохудожник со своей фото школой не станет создавать себе конкурента. Никогда и нигде. Это обман. Исключение есть, это знаменитые и действительно крутые фотографы у которых очередь на год ато и два расписана.

 

7. Фотовыстаки, уровень пафоса на мероприятии зависит от того насколько много ФОТО художников на нем присутствует. И чьи работы предоставлены вниманию зрителей. Я уже не посещаю "серьезный" выставки, больше склоняюсь к разного рода молодежной движухе. Почему, да потому как есть на что смотреть именно у молодых людей с незасранным взглядом. Никто не хвалит друг друга какой он хороший, порой люди не знакомы.   

 

 

В заключении:

Меня бесять старые пирдуны получившие документ не соответствующим их способностям, с развитым высокомерием, шаблонами и подходами "совка" с целью тупой корысти и наживы. Что по сути выливается в обман . ПО самой так называемой ассоциации ФХ - идея хорошая подход совковый, искать нужно было новаторов, свежий взгляд. А не тянуть друзей по лагерю Социалистического труда.

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image