ussrlens.com

Super - Takumar 50/1.4 первая версия светосильного объектива.

Производился всего три года 1964-67,   для Asahi Optical Company (ныне Pentax) данный объектив был гордостью и головной болью одновременно. Сложная оптическая схема требовала огромных трудовых и финансовых затрат, но Asahi сформировала цену ниже себестоимости...  На момент производства и продаж ничего подобного по характеристикам у конкурентов не было, Super - Takumar 50/1.4 скромно называли убийцей Planar-ов. Оптическая схема вариация на тему Ultron  а не Planar (данные проверяются). За тем как пальма первенства закрепилась за Asahi Optical Company, компания тихонько (читай подло) свернула производство первой версии и перешла на более простую оптическую схему. При этом название никто не менял. 

Технические характеристики:

  • Фокусное расстояние 50 мм.
  • Максимальная диафрагма - 1,4.
  • Минимальная диафрагма   - 16.
  • Количество линз/групп      - 8/6.
  • Минимальная дистанция фокусировки - 0,45 м.
  • Количество лепестков диафрагмы - 6.
  • Разрешающая способность центр/поле/край  - 42/32/22 линий/мм.
  • Тип просветление - однослойное.
  • резьбовое крепление оптики - м42.
  • Репетир диафрагмы.
  • Вес - 245 грамм.

Конструктив и эргономика:

Стекло метал и ничего лишнего,  механика отвечает за привод диафрагмы. Ломаться по сути нечему, интересно что объектив разбирается через переднюю часть. 

Дизайн объектива классический и не идеальный. Кольцо фокусировки широкое, от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности нужно сделать чуть больше пол оборота, примерно 190°. Ход геликоида очень плавный и мягкий, без над мерной вязкости.

Кольцо диафрагмы расположено в хвосте объектива, быстро сменить диафрагму как на объективе G.Zuiko 50/1.4 не получится. Кольцо переключается ступенями с промежуточными значениями.

Шесть лепестков диафрагмы формирую шестиугольное отверстие (хотелось бы 8), на лепестках нанесена матовая серая краска.  Свет немного отражается. 

Наличие репетира диафрагмы переоценить сложно, нет необходимости разбирать объектив для блокировки поводка.

Универсальное резьбовое соединение М42 обеспечивает хорошую но не идеальную фиксацию объектива в камере и переходном кольце. При использовании переходного кольца без линзы возможность фокусироваться на бесконечность будет на зеркальных камерах Canon, Pentax, Sony, Olympus. На зеркальных фотокамерах Nikon фокусировка на бесконечность будет отсутствовать. Еще один важны момент, из-за того что задняя линза объектива слишком далеко выступает, использовать Super - Takumar 50/1.4  (первой версии) на ФФ камерах будет невозможным.  Зеркало визирования будет цеплять заднюю линзу.

Однослойное желтое просветление обеспечивает более менее нормальную стабильную работу, жесткий контровый свет крайне не желателен, но боковые засветки простительны, бленда многое решает. Первый Super - Takumar 50/1.4  радиоактивен (без прыгалки диафрагмы и репетира диафрагмы),  по стандартам 60-х годов для Японии норма. По новым стандартам Европы фон избыточен. Дело в том что желтое просветление любого объектива расценивается как априори признак радиоактивности, что не является верным. По отношению к Super - Takumar 50/1.4 1st. version 8 линз (прыгалка диафрагмы и репетир) это не верно, он не фонит, проверял лично. А вот по отношению к   G.zuiko (chrome nose) это совпадение. Желтый оттенок однослойного химического просветления  присущ  многим советским объективам (Гелиос-40-2, Зенитар-М) а так же импортным аналогам (F. Zuiko 50/1.8).

Художественные качества:

На открытой диафрагме 1.4 Super-Takumar дает достаточно резкую картинку. Хотя контраст слабоват и цвета бледноватые. Контровые свет объектив  на той же диафрагме не держит, бленда спасет от боковых засветок.

Стабильный качественный результат получается на дистанциях до 1.5 метра примерно. На дистанциях превышающих 3 метра, картинка немного софтит и проявляются хроматические аберрации. Результат приемлемым назвать нельзя. Сказывается небольшая разрешающая способность по краю.

На диафрагмах 2.0-2.8 результат в корне меняется, проявляется контраст, разрешающая способность по полю кадра подтягивается, по краю все же недостаточный. Софт пропадает и хроматические аберрации не столь разительно выделяются.

Уже с диафрагмы 4.0 резкость по центру/полю/краю кадра хорошая.  Вполне можно снимать пейзаж, но опять таки очень желательно не снимать в контровом свете.

 

 

 

3 комментарии

  • Комментировать Павел Вторник, 27 Октябрь 2015 07:17 написал Павел

    Довольно интересное "стеклышко". Кстати, для желающих его приобрести и (или) провезти / переслать за границу: с большой долей вероятности оно будет конфисковано таможенной службой, так как является радиоактивным. Это не обязательно будет так, но риск весьма велик.
    В производстве большинства светосильных Такумаров применялись ториевые стекла. излучение от этих линз составляет порядка 1,5 миллирентген\час. У данного объектива ториевая линза находиться сзади и имеет характерный желтоватый цвет если смотреть на просвет. (он кстати пропадает если подержать объектив линзой к солнцу денек-другой, но потом опять появится).
    P.S. Да, излучение весьма не значительно и почти полностью гасится "тушкой" фотоаппарата, но вот для доблестных работников таможни и органов госконтроля в аэропортах это будет веским поводом для конфискации как минимум объектива.

    Пожаловаться
  • Комментировать Александр Четверг, 12 Ноябрь 2015 12:24 написал Александр

    Радиоактивных стекол на пленочных аппаратах быть не может, это 100% засветка пленки

    Пожаловаться
  • Комментировать Николай Четверг, 12 Ноябрь 2015 13:15 написал Николай

    Александр - ВЫ ошибаетесь!!
    радиоактивных стекол масса, к примеру Olympus G Zuiiko (chrome nose) 50/1.4 - фонит!! - обзор http://ussrlens.com/optika/50-mm-full-time/olympus-g-zuiko-om-50-1-4

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image