ussrlens.com

Легенда СССР Гелиос 40 85/1.5 (м39)

Исторический момент:

 В золотую эпоху фотографии, начало 50-х годов ХХ века в Советском Союзе появилась возможность производить сверхсветосильные объективы и зеркальные фотокамеры. Страна которая еще не полностью восстановилась от войны уже в полной мере наладила производство оптики и точной механики. Сейчас уже сложно что либо говорить про историю фототехники, но с уверенностью можно утверждать, с середины 50-х и до конца 60-х годов мы держали отличный темп развития фототехники и оптики и порой задавали ритм. Тому служили военно-техническое развитие, а так же оборудование и документация вывезенная из Германии. Не стоит забывать что многие шалости с патентами нам прощались, сверх держава знаете ли была.

 

Лирика как размышление.

Легендарный  и скорее всего самый известный портретный объектив  произведенный в СССР . Гелиос-40 один самых  обсуждаемых объективов на фото форумах. Виной всему послужил незабываемый рисунок, характерное крученое боке на открытой диафрагме. Из-за чего спрос растет и цена тоже. Прообразом послужил немецкий объектив Carl Zeiss Biotar 75/1.5. В свою очередь  Гелиос получил большее фокусное 85 мм и чуть меньшую разрешающею способность. Был и есть дорог в производстве. В 2013 году пережил реинкарнацию, уж больно цена на вторичном рынке была высока и заманчива для производителя, решили возобновить линию по производству сверхсветосильного объектива. А перед этим очень сильно нашумели на фото форумах, мол ценник 8000 российских рублей за новый будет. Увы, новые гелиосы купили по большей части барыги, ценник в лучшем случае 500 $ у них же… теперь Гелиос -40 самый скандальный портретник.

Технические характеристики:

  • Фокусное расстояние 85 мм.
  • Светосила 1,5.
  • Светопропкскание - 0,75%.
  • Тип диафрагмы - ирисовая.
  • Количество лепестков диафрагмы 15.
  • Максимальна диафрагма 10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 0,8 метра.
  • Количество линз/групп 6/4.
  • Угол зрения 28°.
  • Разрешающая способность центр край 32/16 мм. 
  • Просветление - однослойное .
  • Резьбовое крепление к фотоаппарату м39.
  • Рабочий отрезок - 45,2 мм
  • Резьба для светофильтров м66.

Конструктив и эргономика:

Глядя на объектив, на ум приходит только железобетонные конструкции. Все очень надежно собрано,  внутри ничего не болтается. Кирпич из стекла и алюминия. О надежности конструкции говорит и срок эксплуатации, почти пол века. Правда пользовались им крайне редко и очень бережно.

А вот эргономика объектива мало пригодна для нормального пользования. Кольцо фокусировки слишком тонкое и находится слишком близко к телу фотоаппарата, что очень затрудняет сам процесс фокусировки (чем то напоминает Мир-1). В добавок сам ход геликоида тугой, необходима замена смазки на менее вязкую субстанцию. Пальцы быстро устают, а про оперативность и речи не идет.Часто при фокусировке пальцами задевал кольцо диафрагмы, в следствии чего оно под моим воздействием, но без моего желания меняло свое положение. 

По большей части это обусловлено легким ходом кольца установки диафрагмы.

Диафрагма объектива Гелиос 40 состоит из десяти лепестков. Специфическая форма лепестков обеспечивает линейное закрытие диафрагмы. Сами же лепестки имеют матовое чернение. На промежуточном значении от Ф-1,5 до 2,0 диафрагма образует собой круг, дальше получается многогранная звездочка.

Функция предварительной установки диафрагмы дает возможность  заранее ограничить максимальное закрытие, к примеру до f-4 как на фото выше.

Гелиос-40 может похвастаться регулируемым штативным креплением, есть возможность фотографировать как горизонтально так и вертикально, при этом не отсоединяя объектив от штатива.  Положение меняется очень быстро и что примечательно удобно, зажим фиксатор освобождает или зажимает хомут, а объектив вращается внутри него 1

Из конструктивных особенностей хочу отметить что объектив имеет рабочий отрезок 45,2 мм. На камерах с рабочим отрезком более 45,2 мм объектив не будет фокусироваться на бесконечности. Для того что бы на цифровых зеркальных камерах Canon, Pentax, Sony была возможность фокусироваться на бесконечности нужно не пыльное вмешательство.

Данный недостаток легко исправить таким образом:

Необходимо правой рукой зажать хвост объектива или кольцо фокусировки, предварительно  выставив его на бесконечность. А левой за кольцо диафрагмы, предварительно его выставив на открытое положение диафрагмы. И крутим ему «голову». Очень часто резьба закисает и выкрутить её очень сложно, я выкручиваю  в прорезиненных перчатках. 

 Получится должно следующие: 

 

Далее нужно заменит юстировочное кольцо на более тонкое, или сточить лишние недостающие ~ 0,3 мм,  достигается опытным путем. 

* Статья с полной разборкой геликоида по ссылке.

Оптические свойства, фото примеры Гелиос 40:

Учитывая очень узкую Глубину Резко Изображаемого Пространства (ГРИП) при фокусном 85мм и светосиле 1.5,  необходимо иметь или очень точный датчик попадания в фокус, либо фокусировочный экранчик должен быть с клиньями Додена. В идеале фокусируемся по  live view В противном случае очень сложно попасть в фокус и  может сложится впечатление что объектив страшное мыло на открытой или вообще софтит.

Диафрагма F-1.5                                    Диафрагма F~ 1.8

Диафрагма F-1.5                                     Диафрагма F- 2.8

Если условия съемки создают  необходимость фотографировать в контровом свете то будьте готовы к падению контраста. Если же солнышко прямо в кадре то можно лицезреть зайцев в цвет сиреневого просветления. 

Диафрагма F-5.6                                                        Диафрагма F- 5.6 (солнце в кадре)

 При нормальных условиях съемки, когда солнце за спиной фотографа, на открытой диафрагме контраст и резкость средние. Хотя для портрета это больше положительное качество чем недостаток. так как все изъяны кожи модели скрадываются.

Диафрагма F-1.5                               Диафрагма F-2.8

Начиная с диафрагмы 2,8 контраст и резкость по всему полю увеличиваются, размытие заднего плана уже не будет настолько выразительным, хотя сама закрутка все же присутствует.


Интересный факт — аномалия:

Резкость у Гелиоса 40 спадает не плавно от центра к краю, как у большинства объективов, а скачкообразно. В центре резкость самая большая, 42 линий на мм. По полю уже резкость спадает до 20 линий!! А ближе к краю идет возрастание до 34 линий на мм.

 Такая аномалия обусловлена — «что кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить ее скомпенсирована кривизной пятого порядка.»  Вызвано это большой толщиной стекла и большими промежутками с воздухом.

Вывод:

Объектив создан для очень специфической задачи, запечатлеть объект при  крайне слабом освещении. Гелиос-40 большой и что не мало важно тяжелый объектив. Вес в килограмм изнуряет, руки устают довольно таки быстро. В веду того что цифровые фотоаппараты могут похвастаться высокими рабочими параметрами светочувствительности без особой потери качества, можно такой параметр как светосила в 1,5 не учитывать как огромное достоинство.

Другое дело рисунок на открытой диафрагме, который не дает покоя многим фотолюбителям.  Настолько явно выраженное закрученное Бокэ сложно встретить, данное свойство является визитной карточкой системы объективов Гелиос. И в первую очередь именно сороковки.

Учитывая вес объектива и картинку которую он рисует, я решил что этот объектив по большей части решает очень узкий круг задач. Крайне редко используется обычными любителем и никогда  профи. По сути прорисовывается необходимость альтернативы. По типу рисунка  есть очень доступные Гелиос-44 и его приемники, но они полтинники. Рисуют менее выразительно но вполне характерно. Более выразителен МС Гелиос-77, но  он в разы дороже 44. По фокусному расстоянию с меньшими массой и габаритами может порадовать Юпитер-9, его светосила и мягкая прорисовка заднего плана могут доставить гораздо больше удовольствия от процесса фотографирования как и сам результат нежили с Гелиоса-40.

«Больше чем объектив, легенда.»

Автор: Николай Шейнрок.

2 комментарии

  • Комментировать Олег Пятница, 22 Июль 2016 21:58 написал Олег

    Никон тут не упомянут, но вроде как там рабочий отрезок 46,5, а значит технология такая же ? :)

    Пожаловаться
  • Комментировать Горелая вата Понедельник, 24 Апрель 2017 16:00 написал Горелая вата

    Это стекло только из-за бокехи берут. Больше оно ни на что не пригодно.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Рассылка

поиск


Zo2 Framework Settings

Select one of sample color schemes

Google Font

Menu Font
Body Font
Heading Font

Body

Background Color
Text Color
Link Color
Background Image

Header Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Slider Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Inset Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image

Bottom Wrapper

Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image
Background Color
Modules Title
Text Color
Link Color
Background Image